Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 74

§ 6.5. Достроечные работы и оборудование вагона

Достроечные работы и оборудование пластмассового вагона Э принципе ничем не отличаются от достройки и оборудования металлического или деревянного вагона. Приходится лишь учитывать некоторую специфику применения приформовок и при клейке деталей к основным корпусным конструкциям из стеклопластика.

Изоляционные и малярные работы, настилка линолеума или полихлорвиниловых плит, покрытие полов и стен метлахскими плитками выполняют так же, как и в металлическом судостроении.

Для зашивок подволока и стен кают используют различные листовые пластики, что позволяет ликвидировать большой объем малярных работ. Применение листовых пластиков и пенопластов для легких выгородок и переборок трехслойной конструкции позволяет сократить объем столярно-плотницких работ.

Монтажные работы. Работы по установке и монтажу судовых систем   ведутся   так  же,   как   и   в   металлическом   судостроении В настоящее время все шире начинают применяться трубопроводы и арматура из пластмасс, технология монтажа   которых   принципиально не отличается от обычной.

Некоторые особенности имеет монтаж системы вентиляции в которой уже сейчас широко используются трубопроводы и арматура из пластмасс, а методы их соединения на клею значительно отличаются от сварки, пайки и болтового. Клеевое соединение выполнять значительно проще и оно менее трудоемко.

Оборудование на пластмассовом вагоне устанавливают теми же методами, что и на металлическом. Механомонтажные работы, расточка мортир и кронштейнов, монтаж главных и вспомогательных механизмов, водопровода, вагонных устройств также не имеют никакого отличия от принятых в металлическом вагоностроении.

Однако условия монтажа пластмассовых дельных вещей на корпусных конструкциях из стеклопластика существенно отличаются от условий монтажа дельных вещей на металлических вагонах. Монтаж пластмассовых дельных вещей (дверей, окон) удобнее проводить до сборки корпуса в секциях при горизонтальном положении конструкции. Необходимо лишь помнить, что все крепежные детали судовых механизмов и устройств, как правило, заформовываются в корпусные конструкции в процессе их формирования из стеклопластика.

Окраска. При изготовлении из стеклопластика корпусных конструкций и корпусов мелких судов длиной до 10 м окраску производят введением пигментов-красителей в состав связующего. Однако при изготовлении корпусов сравнительно больших катеров и промысловых судов, в которых в дальнейшем выполняют достроечно-монтажные работы, целесообразно производить поверхностную окраску как заключительную стадию технологического процесса. Окраску осуществляют после полного  отверждения связующего по поверхностям, не имеющим «отлипа» в соответствии с окрасочными ведомостями. На окрашиваемой поверхности не должно быть остатков воска, поливинилового спирта и других загрязнений. Неровности, раковины и выколы на конструкциях устраняются шпатлевками (марок ПФ-00-2 или ЭП-00-10).

Перед окраской поверхности конструкций прошкуривают (зернистость шкурки 25 или 32), оставшуюся пыль удаляют. Очищенную поверхность промывают уайт-спиритом или сольвентом и просушивают в течение 30—40 мин. Краски должны быть тщательно перемешаны, перетерты и профильтрованы. Окраску эмалевыми красками производят при температуре воздуха не ниже 5°С, необрастаюшими красками не ниже —10°С.

Подводная часть корпуса и постоянно соприкасающиеся с водой конструкции судов длиной 10—15 м окрашивают по схемам, приведенным в табл. 8. Наружные надводные поверхности корпусов из стеклопластиков окрашивают не менее чем 2 слоями краски. В качестве лакокрасочных материалов применяют эмали ПФ-223, ПФ-115, ХВ-16, эмалевую пентафталевую краску № 560 и др. Окраску производят не позднее чем за 3 сут до спуска судна на воду.

Таблица 8. Схемы окраски подводной части корпусов судов из стеклопластика

№ схемы

Окрасочные материалы

Количество слоев

1

Грунт ВЛ-02

1

Краска ХС-413

2

Необрастаюшая краска ХВ-53 или ХС-79

2

2

Краска ЭП-71 или ЭШЭЛ (нужного цвета)

2

Необрастаюшая краска ХВ-53 или ХВ-750

2

Окраску внутренних и наружных поверхностей корпусов шлюпок и катеров длиной до 10 м выполняют по схемам, приведенным в табл. 9.

Таблица 9. Схемы окраски внутренних и наружных поверхностей корпусов вагонов

№ схемы

Окрасочные материалы

Количество слоев

Продолжительность сушки, ч, при

18-20

70-80 °С

1

ПФ-115

2

2

2

ПФ-223

2

_

3

3

ХВЭ-33

2

1,5

~

Глава 7

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ И КОНСТРУКЦИЙ

§ 7.1. Качество изделий и конструкций и его контроль

Под качеством изделия или конструкции подразумевается совокупность свойств изделия или конструкции, обеспечивающих их способность удовлетворять потребностям в соответствии с их назначением. Качество продукции имеет первостепенное значение для роста национального богатства и для потребителей продукции, так как оно определяет надежность и соответствие эксплуатационным требованиям. Повышение качества продукции равнозначно росту ее количества, причем повышение качества достигается при меньших затратах, чем при количественном  увеличении выпуска продукции.

В современных условиях качество продукции охватывает не только потребительские, но и технологические свойства продукции, конструкторско-художественные особенности, надежность, долговечность, уровень стандартизации и унификации деталей и узлов.

Технологичность изделия или конструкции—совокупность свойств изделия или конструкции, которые обеспечивают их изготовление, ремонт и техническое обслуживание по наиболее эффективной технологии по сравнению с однотипными конструкциями или изделиями того же назначения при одинаковых условиях изготовления и эксплуатации и при одних и тех же показателях качества.