Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 88

Практика показывает, что правильно выполненный ремонт гарантирует высокую прочность и долговечность отремонтированного корпуса, облегчает его применение при ремонте корпусов. Во время очередного докования возобновляется только необрастающий слой покрытия.

В США и других странах в настоящее время для окраски металлических поверхностей морских судов и сооружений, а также изделий из стеклопластика применяют покрытия на основе эпоксидно-полиамидных смол. Эпоксидно-полиамидные смолы нетоксичны, сушка их осуществляется при комнатной температуре, они обладают хорошей адгезией ко многим материалам, водостойкостью, стойкостью к химическим и атмосферным воздействиям. Для повышения механической прочности их армируют стекловолокном, тканями из стекловолокна, лавсана и нейлона.

Находят применение для защиты металла от коррозии стеклопластики на основе эпоксидных смол, покрытия из полиэфирной смолы, армированной стеклотканями.

Для защиты металла от коррозии можно использовать импортный материал, представляющий собой хлопчатобумажную ткань, пропитанную невоспламеняющейся нитратцеллюлозной смолой. Материал поставляется в рулонах шириной 80—120 см различной толщины, наносят его на корпус 2—3 слоями. Перед применением материал на несколько секунд опускают в жидкий активатор, после чего ткань становится гибкой и мягкой, легко укладывается на изделие, воспроизводя любые сложные обводы. Клеющую способность материал сохраняет в течение 1 ч после погружения в активатор. Через 24—48 ч после нанесения на изделие он полностью затвердевает. Адгезия материала к древесине и металлу хорошая. Перед нанесением покрытия металлические поверхности тщательно очищают от ржавчины и окалины, затем на них аккуратно укладывают, разглаживая и прижимая, смоченный в активаторе материал. После затвердевания покрытие легко поддается механической обработке и полировке. Окрашено оно может быть в любой цвет. Покрытия из этого материала эксплуатируются в любых климатических условиях.

§ 10.5. Окраска корпусов вагонов, оклеенных стеклопластиком

Окраску вагонов, оклеенных стеклопластиком, можно производить путем введения в связующее органических или минеральных пигментов и красителей или поверхностной окраски лакокрасочными покрытиями.

В первом случае через 18—20 ч после окончания оклейки производят зачистку швов и неровностей на поверхности стеклопластика. На оклеенную поверхность корпуса наносят слой пигментированного связующего, имеющего более вязкую консистенцию, чем при формовании стеклопластика. После полимеризации этого слоя до отлипа наносят второй слой пигментированного связующего.

Таблица 11. Состав пигментированного связующего (пасты)

Цвет

окрашенной смолы

Масса пигментов, % от массы полиэфирной смолы

Двуокись титана

Сажа черная

Пигмент  алый «Н»

Сурик железный

Пигмент желтый

или светло –

коричневый

Окись хрома

Пигмент голубой

фталюцианиновый

Белый

10

_

_

Шаровый

Черный

7

0,2—0,4

2,0—3,0

——

~

Красный

3

' ——

"~~

Коричневый

---

2

1

——

Желтый

3

—— '

Зеленый

3

Синий

5

~

~

2

Окрашивание полиэфирного связующего в необходимый цвет производят пигментами или красителями, в соответствии с рецептурами, приведенными в табл. 11.

В смолу, идущую на второй поверхностный слой, перед введением отверждающих добавок вводят парафин, предотвращающий появление липкости.

Стеклопластик, окрашенный согласно приведенной технологии, имеет матовую поверхность. При необходимости получения глянца окрашенную поверхность следует располировать с помощью полировочной пасты № 290.

Подготовку и приготовление лакокрасочных материалов производят в соответствии с технологией окраски вагонов.

Работы по подготовке стеклопластика к окраске и окраска поверхностей оклеенных судов должны выполняться согласно окрасочным ведомостям проектных организаций, составленным в соответствии с имеющейся технологической документацией.

Корпусные конструкции, оклеенные стеклопластиком и подлежащие окраске, должны быть очищены от потеков и наплывов заполимеризовавшегося связующего, неровностей и др. Для улучшения адгезии покрытия к стеклопластику прошкуривают подводную часть корпуса. Зачистку поверхностей и прошкуривание следует выполнять осторожно без нарушений целостности стеклопластика. При наличии на стеклопластике выбоин глубиной до 0,5 мм или углублений, проявившихся в результате удаления воздушных пузырей, производят шпатлевку этих мест. После полного высыхания зашпатлеванные поверхности тщательно прошлифовывают и подкрашивают в цвет, соответствующий окончательной окраске корпуса.

Перед окраской поверхности обезжиривают уайт-спиритом и протирают чистой сухой неворсистой ветошью, используя для каждой протирки новый растворитель и чистую ветошь.

Подготовку поверхностей стеклопластика на полиэфирном связующем и окраску их производят не ранее чем через 14 сут после оклейки, причем на поверхности стеклопластика не должно быть отлипа.

Шпатлевку и окраску надводной части корпуса и надстроек производят при температуре воздуха не ниже 5°С. Подводную часть корпуса окрашивают при температуре воздуха не ниже —10 °С. Красить по влажным поверхностям стеклопластика, а также во время дождя и тумана запрещается.