Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 76

При постройке деревянных и металлических судов судостроительный   завод   получает    материал    для    корпусов (древесину, сталь,  легкие  сплавы),    обладающий    вполне    определенными |    свойствами, указанными в соответствующих сертификатах.  Иное дело в пластмассовом вагоностроении:  завод получает составляющие   компоненты   стеклопластика — синтетическую   смолу,   армирующий стекловолокнистый материал, а также другие химикаты, из которых в процессе изготовления изделий получают и сам материал.

Таким образом, свойства стеклопластика определяются не только свойствами составляющих элементов, но и технологией изготовления изделия. Следовательно, проверить физико-механические свойства стеклопластика без повреждения конструкции трудно, а подчас и невозможно. Практически контроль качества стеклопластика сводится к контролю за качеством составляющих его материалов, за условиями формирования, за технологическими режимами, за правильностью выполнения отдельных операций при изготовлении изделий и конструкций.

Правилами Регистра СССР предусматривается контроль за технологическим процессом постройки пластмассового судна.

Контроль за постройкой пластмассовых судов, производимый на всех стадиях постройки, складывается из следующих основных этапов:

— контроль  качества  исходных  материалов  и  за  условиями их хранения;

— контроль за условиями формования стеклопластика на всех стадиях производства и условиями хранения изделий и конструкций из него в течение времени их отверждения, зависящего от типа применяемой смолы и условий отверждения;

— контроль качества технологической оснастки;

— контроль  за технологическими режимами формования;

— контроль качества стеклопластика с использованием неразрушающих методов;

— физико-механические испытания образцов конструкционных стеклопластиков, изготовленных одновременно с конструкциями (образцов-свидетелей) или вырезанных из них, а также проверка прочностных и деформационных характеристик соединений;

:— контроль за сборочными работами;

— испытания конструкций на непроницаемость, герметичность и прочность.

Контроль за соблюдением правильности технологического процесса при изготовлении судовых конструкций оформляется соответствующими техническими документами, подписываемыми представителями технического контроля и мастером или бригадиром, ответственным за каждую технологическую операцию.

§ 7.3. Контроль качества материалов

Перед запуском в производство необходимо проверить качество составляющих стеклопластика — смолы, стекловолокнистых материалов, отверждающих добавок и других ^химических продуктов.

Исходные для получения стеклопластика материалы должны соответствовать техническим условиям или ГОСТ; каждая их партия поступает на завод в сопровождении паспорта с указанием основных физических свойств. \

Ненасыщенные полиэфирные смолы проверяют на внешний вид и цвет, вязкость по вискозиметру ВЗ-1 и длительность гелеобразования при температуре 20 °С.

У инициатора — гидроперекиси изопропилбензола — контролируют чистоту, цвет и прозрачность, определяют содержание чистой гидроперекиси. У другого инициатора — перекиси бензоила — также контролируют внешние данные и измеряют содержание чистой перекиси или гидроперекиси в техническом продукте.

Ускоритель нафтенат кобальта (НК) проверяют внешним осмотром (допускается некоторое помутнение жидкости). Затем замеряют содержание кобальта.

У тиокола жидкого марки I контролируют внешние показатели и меряют вязкость. У металлоорганического катализатора МОК-1 измеряют влажность. Диэтиламиноэтилметакрилат (мономер 1А-3) проверяют на внешний вид и содержание полимера.

Если применяются другие отвердители, проверяют их в соответствии с паспортными данными.

У тиксотропного наполнителя (аэросила марок А-300, А-382) контролируют влажность и насыпную массу.

• Стекловолокнистые армирующие материалы (ткани) проверяют на влажность, которая не должна превышать 0,1 % и регламентируется соответствующей технической инструкцией. Кроме того, определяют разрывную нагрузку ткани. У матов (холстов) измеряют влажность, у ровингов — разрывную нагрузку и влажность.

Качество материалов контролируют при поступлении их на судостроительный завод, в период хранения, по истечении гарантийного срока хранения и перед запуском в производство.

§ 7.4. Контроль условий хранения компонентов формования и отверждения стеклопластика

Очень важно следить за температурой и влажностью помещений, где производится хранение компонентов стеклопластика, его формование, приформовка, отверждение и хранение после формования. Контроль температуры и влажности воздуха в этих помещениях производят при помощи автоматических приборов — гигрографов и термографов. Его результаты записывают в журнале участка или цеха не реже 3 раз в сутки. Показания автоматических приборов периодически проверяют.

В производственных помещениях температура и влажность воздуха должны поддерживаться постоянным в течение всего периода формования, сборки и выдержки изделий.

При холодном  отверждении связующих температура  воздуха I   должна   быть   равна    18—22 °С,    относительная   влажность — не выше 65 %. В отдельные периоды может быть допущено повышение   температуры   воздуха   в   производственных   помещениях   до 24 °С. Снижение температуры ниже 18 °С не допустимо.

При изготовлении изделий с последующим отверждением не-посредственно после формования при температуре выше 80 °С допускается повышение относительной влажности воздуха при формовании до 70 %.

В складских помещениях температура и влажность воздуха должны поддерживаться в пределах норм, устанавливаемых техническими условиями и стандартами на материалы. Стеклопластики, изготовленные при температуре 18—22 °С, должны выдерживаться некоторое время для приобретения стабильных свойств. Например для изделий, сформованных на основе смолы ПН-609-21М, это время составляет 25 сут, на основе смолы ПН-609-27—40 сут, после выдержки изделий в течение 3 ч при температуре 65—70 °С — 3 и 5 сут соответственно. Стеклопластики, изготовленные при температуре выше 0°С, но ниже температуры 18—22 °С, должны отверждаться не менее 45 сут.