Например, при одних и тех же внешних нагрузках наибольшим разрушениям подвергаются жилые многоэтажные здания без каркаса с несущими стенами из кирпича, панелей и блоков. Наибольшие нагрузки выдерживают массивные промышленные здания с металлическим каркасом и внутренним крановым оборудованием большой грузоподъемности, для которых устраиваются несущие колонны, что делает конструкцию здания более жесткой и прочной.
Высокие внешние нагрузки выдерживает верхнее строение железно- дорожного пути, имеющее жесткую конструкцию ( соединение балластного слоя, шпал и рельсов ), незначительное возвышение над поверхностью земли и малый коэффициент аэродинамического сопротивления.
Среди различных видов железнодорожного подвижного состава наибольшей устойчивостью к воздействию внешних нагрузок при взрывах обладают четырехосные неразгруженные платформы ( малые размеры при значительной массе), груженые цистерны (малый коэффициент аэродинамического сопротивления ) и локомотивы. Наименее устойчивыми являются пассажирские вагоны и крытые порожние грузовые вагоны ( значительные размеры и относительно малая масса ).
Сравнительная оценка устойчивости (по степеням разрушения) элементов
ИТК при взрывах производится с помощью единого количественного
показателя – величины избыточного давления во фронте ударной волны. Рф.
Если определяющим фактором при разрушении сооружения является
не избыточное давление во фронте воздушной ударной волны Рф, а давление
скоростного напора воздуха Рск ( при отсутствии опытных данных о степени
разрушений сооружений при соответствующих значениях Рф), то устойчивость
сооружения рассчитывается на действие давления скоростного напора Рск.
Для оценки сопротивляемости сооружений и устройств действию ударной волны необходимо знать их предел устойчивости - предельное значение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, при превышении которого функционирование сооружений и устройств невозможно.
Рф – радиус функционирования – удаление от центра взрыва, на котором
Рф, численно равно пределу устойчивости Рфпр
Способность сооружений противостоять воздушной ударной волне
взрывов характеризуется их устойчивостью, которая определяется заранее экспериментально ( при взрывах ) или с использованием расчетов.
При подготовке исходных данных об устойчивости сооружений принято принято все сооружения делить на три группы ( по характеру воздействия на них ударной волны ).
Группа I - массивные сооружения больших размеров, имеющие соответствующий фундамент (здания различных типов, защитные сооружения, трансформаторные и тяговые подстанции, водонапорные башни и др.).
Сооружения этой группы разрушаются в основном при воздействии на них
избыточного давления во фронте ударной волны Рф. Устойчивость этих сооружений достаточно хорошо исследована экспериментальным путем и с достаточной полнотой представлена в справочниках.
Группа II – элементы, быстро обтекаемые ударной волны (железно –
дорожный путь, подвижной состав, машины, станки, различные технические средства ). Устойчивость многих элементов этой группы, имеющих разнообразные параметры, не представлена в полной мере в существующих справочниках, поэтому ее определяют путем расчета элементов на смещение, опрокидывание и отброс.
Группа III – элементы, подверженные инерционному разрушению аппаратура связи и СЦБ, ЭВМ, электроприводы локомотивов, машин, измерительные приборы и др.). Для элементов этой группы опасны большие ускорения, получаемые ими в результате действия ударной волны. В элементах электроприборов, имеющих определенную массу и упругость, возникают силы, способные привести к внутреннему повреждению схем ( отрыву припаянных элементов, разрыву соединений приборов, разрушению хрупких элементов ). Устойчивость элементов третьей группы определяется расчетом на инерционное разрушение.
Определение устойчивости элементов второй группы с использованием расчетов на смещение, опрокидывание и отброс.
Принято считать, что смещение вызывает слабое разрушение, выводят из строя наиболее уязвимые части элементов (подводящие питающие кабели, пульты управления и т.д.). Опрокидывание вызывает среднее
разрушение элементов в связи с деформацией опрокинутых конструкций.
При отбросе происходят сильные и полные разрушения – деформируются несущие конструкции (рамы, станицы, базовые детали). Поэтому элементы второй группы рассчитываются на смещение, опрокидывание и отброс по предельной величине скоростного напора.
Расчеты на опрокидывание элементов производят на основе сравнения опрокидывающего Моп и удерживающего Муд моментов (рис.1), при этом
определяется Рскпред, Па:
т * g * b
Рскпред =
2*Cx * z * Sм
где Рскпред – предельное значение давления скоростного напора, при превышении которого происходит опрокидывание элемента и он получает разрушение средней степени;
b/2 – удерживающее плечо, м;
z – плечо опрокидывания, м.
Условием отброса элемента (сопровождающего его деформацией и получением сильных или полных разрушений) является превышен
фактическим давлением скоростного напора Рскф, предельного значения
скоростного набора Рскпред в пять и более раз, определенного в районе распространения данного элемента по формуле.
РАСЧЕТ:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.