Вагоны метрополитена. Конструирование вагонов головной модели 81-553.3 промежуточной 81-554.3 и прицепной модели 81-555.3 и разработка конструкторской документации, страница 78

Внешним осмотром проверяют качество декоративного (наружного) слоя вынутой из формы конструкции — следят нет ли .щербин, вмятин, выхода стеклонаполнителя и других дефектов.

§ 7.7. Контроль качества стеклопластика с использованием неразрушающих методов

Качество стеклопластика как материала контролируют визуально, с помощью дефектоскопов и по его физико-механическим свойствам.

При визуальном контроле корпусов, элементов набора, стыковых и угловых соединений проверяют качество поверхности. Не допустимы наплывы связующего, воздушные и посторонние включения в поверхностном слое стеклопластика, царапины, подрезы и другие дефекты поверхностных слоев стеклоармирующего материала.

Дефектоскопию стеклопластиковых конструкций производят при необходимости обнаружения и уточнения размеров расслоения стеклопластика и воздушных пузырей, применяя следующие неразрушающие методы: теневой, эхо-импульсный, импедансный. Для этого используют ультразвуковые дефектоскопы УД-22УМ .(при теневом и эхо-методе) и АД-40И (при импедансном методе).

В соответствии с требованиями отраслевого стандарта на головном и каждом пятом судне серии проводят проверку качества •стеклопластика посредством определения его физико-механических свойств разрушающим методом. Определение физико-механических свойств материала у всех остальных судов серии производят неразрушающим методом (также по требованиям отраслевого стандарта). Перечень конструкций, материал которых подлежит проверке на физико-механические характеристики, разрабатывает проектная организация.

§ 7.8. Физико-механические испытания стеклопластика

Физико-механические свойства стеклопластика как конструкционного материала в пластмассовом судостроении определяют с целью проверки соответствия их тем величинам, которые были заложены в проекте судна или установлены техническими нормами либо правилами постройки пластмассовых судов.

В соответствии с требованиями отраслевого стандарта определение физико-механических свойств производят на образцах материала, полученных из специально предусмотренных для этой цели технологических припусков, на вырезаемых частях конструкций (люках, горловинах) или на пластинах («образцах-свидетелях)», изготовленных одновременно с корпусными конструкциями при тех же условиях изготовления и из тех же исходных: материалов.

Количество образцов определяется правилами и нормами постройки пластмассовых судов или проектной документацией на постройку судна.

Образцы следует вырезать не ранее чем через 7 сут после окончания формования конструкций или пластин. Испытывать образцы можно только после полного отверждения стеклопластика. Сроки физико-механических испытаний устанавливаются заводской лабораторией.

Образцы стеклопластиков на основе стеклоткани вырезают вдоль основы и вдоль утка. Образцы стеклопластиков на основе стеклохолста или рубленого волокна вырезают по двум взаимно перпендикулярным направлениям, принимая затем во внимание средние значения. Надрезы, расслоения и другие повреждения. образцов не допустимы, так как дефекты могут снизить физико-механические показатели. Все пластины для образцов маркируют с указанием принадлежности к конструкциям и района их установки. Образцы обрабатывают на обычных вертикальных и горизонтальных фрезерных станках.

Для стеклопластика обычно определяют следующие физико-механические характеристики:

— предел прочности при растяжении — по основе и утку;

— предел прочности при сжатии — по основе и утку;

— модуль нормальной упругости при растяжении;

— межслойный сдвиг;

— объемную массу;

— процентное    соотношение    связующего    и    стекловолокна;

— водопоглощение за 10 сут.

Виды испытаний стеклопластика для различных типов судов в зависимости от их размещений и назначения уточняют по согласованию с заказчиком или наблюдением. Так, например, для мелких судов можно ограничиться определением прочности при. сжатии и растяжении, для спасательных шлюпок число показателей увеличивается и должно быть согласовано с Регистром СССР.

Результаты физико-механических испытаний оформляют протоколом и записывают в журналы постройки. Дефекты, обнаруженные при испытаниях, также записывают в журнал постройки с указанием причин.

Вопросы микро- и макроструктурного анализа стеклопластика разработаны еще недостаточно, поэтому структурный анализ пока не нашел широкого применения в пластмассовом судостроении. Структурный анализ стеклопластика с помощью микроскопа позволяет выявить такие дефекты как воздушные включения и раковины, трещины, посторонние включения, расслоения и дать в целом качественную оценку материала и технологии изготовления. Подготовка образцов для структурного анализа заключается в их изготовлении, шлифовке и полировке. Отполированный и промытый образец пригоден для макроструктурного анализа, производимого при кратности увеличения от 1 до 20 (практически любыми микроскопами). С помощью войлока, фетра, сукна и полировочной жидкости доводят поверхность до 14 класса чистоты обработки, после чего образец пригоден для микроструктурного анализа, осуществляемого при кратности увеличения до 1000 с помощью серийных приборов типа ФМН-2, а также инструментальных микроскопов УИМ-7, УИМ-21 и др.

§ 7.9. Инструменты и приборы, применяемые при контроле качества стеклопластика

Толщину материала в конструкциях из стеклопластика измеряют с помощью обычных универсальных измерительных инструментов: кронциркулей, микрометров, различных скоб и т. п. и приборами — толщиномерами, — созданными специально для пластмассовых изделий. Измерительными инструментами определяют толщину стеклопластика по кромкам полотнищ или секций, около вырезов и горловин, толщину набора. Для замеров толщин в большом удалении от кромок, где неприменимы универсальные инструменты, применяют приборы типа ДИК-1, ДУК-12, ТПМ и др. Качество стеклопластика как конструкционного материала может контролироваться различными приборами, позволяющими определить внутренние дефекты.