Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 9

Не следует думать, что такая двойственность является совершенно искусственной и не привносит ничего в область смыслов. Чаще, напротив, происходит внутреннее взимодополнение и взаимораскрытие элементов параллелизма.

Вообще, симметрия стилистическая связывает члены двустишия в одно целое четырьмя способами:

Синонимически: вариация одной и той же мысли или одного и того же образа. Напр.:

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

(Пс 2:1).

Антитетически: члены двустишия представляют собой антитезы. Напр.: "Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно" (Мф 6:22-23).

Синтетически: второй член двустишия развивает мысль первого. Примерами синтетической симметрии могут служить Пс 57, 110, 111.

Способ восхождения, или степеней. Вид симметрии, близкий к синтетической. Второй член развивает мысль первого, используя из него нек-рые слова. Напр.:

Это примеры из Ветхого Завета.

Тенденция к симметричному делению, проявляющаяся в форме параллелизмов, присуща не только поэзии, но проникает и всю художественную прозу еврейского народа. Например, в Новом Завете:

« 1)Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии, и исполняет их,

2) уподоблю мужу благоразумному,

3) который построил дом свой на камне.

4) И пошёл дождь,

5) и разлились реки,

6) и подули ветры и устремились на дом тот,

7) и он не упал; потому что основан был на камне.

1) А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их,

2) уподобится человеку безрассудному,

3) который построил дом свой на песке.

4) и пошёл дождь,

5) и разлились реки,

6) и подули ветры, и налегли на дом тот;

7) и он упал, и было падение его великое»

(Мф. 7:24-27).

Философско-мировоззренческие истоки библейского параллелизма.

Каковы же истоки и сущность такого способа повествования? В чём специфика древне-восточного менталитета, в отличие от европейского античного? Уже для мировосприятия древних греков характерна высокая степень абстрагирования. Метафизическая проблематика отразилась в самом языке греков; наконец, именно здесь зародилась философия. Напротив, язык древневосточных культур феноменологичен, т. е. предельно конкретен. Здесь нет места тому, что греки называли «эйдосами» или «логосами».

Яркий пример феноменологичности языка зулусов: Если европеец говорит: «Далеко», то у зулусов нет таких абстрактных слов. Идею удалённости зулус выразил бы фразой: «Там, где кто-то кричит: мама, я заблудился» (Этот вполне реальный пример приводил М. Бубер).

В контексте этого различия менталитетов – античного и древневосточного – имело место и различное понимания красоты.

Сущность красоты для грека – в гармонии целого. Именно гармоничное сосуществование организма указывает на его идеальный первообраз в мире идей. Это отражается и в античной скульптуре, рисунке. Та или иная часть организма не важна сама по себе, но лишь – в контексте той функции, которую она выполняет в общем деле. Например, на рисунке деталь изображается не такой, какая она есть сама по себе, а такой, какой мы её видим в общей динамике движения тела (подогнутая нога бегущего человека не позволяет увидеть всю его ступню целиком).

■ Напротив, конкретное мышление, феноменологичность мировосприятия направляют внимание на отдельные детали, пусть даже в ущерб целому, в ущерб перспективе.

Даже на изображении человека, стоящего к нам лицом, нос изображён в профиль, ступни развёрнуты.

«Эту изысканную и нередко преувеличенную точность отдельных деталей не следует путать с реализмом (здесь термин «реализм» употребляется в смысле, который ему присвоен в XX в. – и.А.). Деталь воспроизводится не такой, какая она есть, а такой, какой она должна выглядеть согласно традиции».[3] Идеалы конкретного были стилизованы в установленных и обязательных формах.

В то же время, идея цельности отнюдь не чужда и восточному менталитету (это, по-видимому, – врождённая интуиция человека). Но, на фоне этой предельной конкретности, именно симметрия задает единство и не позволяет частям быть самодостаточными. Т. о. сущность красоты для Древнего Востока заключалась в ясности конкретных деталей и симметричности целого.