Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 64

Содержащаяся здесь самооценка, не согласуется с тем обстоятельством, что павлово благовестие в источнике своём не опосредовано проповедью неких посредников. Мы знаем, что для апостола Павла не было характерно принижать значение своего избранничества. Павел твёрдо настаивал на том, что Благая Весть была утверждена в нём не проповедью первых апостолов, а явлением Самого Господа.

§  В-четвёртых. Согласно одной из гипотез (которую упомяну ниже), послание адресовано в Рим. Как видно из текста, автор Послания прежде уже виделся с членами римской общины. Он пишет:

«Молитесь о нас… Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращён был вам» (Евр. 13:18-19).

Итак, автор этих срок прежде уже был в Риме и имел общение с римскими христианами. Но, мы знаем, что этого нельзя сказать о Павле, который впервые побывал в Риме несколько позже, уже находясь в узах.

В древней Церкви высказывались весьма конкретные суждения о возможном авторстве Послания:

+ Текст приписывали апостолу архидиакону Филиппу.

+ Затем текст приписывали следующим авторам: апостолу и евангелисту Луке, или Клименту Римскому, или апостолу Силе, или Акиле и Прискилле.

+ Тертуллиан полагал, что автором текста является апостол Варнава.

+ Климент Александрийский источником проблемы авторства видел то обстоятельство, что Послание, написанное Павлом на еврейском языке, было переведено на греческий одним из его учеником.

+ Оригена полагал, что автор Послания к Евреям был наставлен в вере апостолом Павлом. И, таким образом, учение Послания восходит к авторитету и пониманию Павла.

+ Авторство приписывали александрийскому иудею Аполлосу, наставленному в вере Павловыми учениками Акилой и Прискиллой (см.: Деян. 18:24-19:2). Аргументировано отстаивал эту точку зрения М. Лютер, а вслед за ним и многие как протестантские, так и католические исследователи.[118]

Как можно видеть, общей идеей всех этих суждений является принадлежность авторства ученикам именно апостола Павла. То есть текст, так или иначе, косвенно восходит к авторитету Павла.

Современные православные и католические библеисты, всегда ограничивающие крайности критицизма в работы со Священными текстами, в большинстве своём приемлют таковой выход из проблемы, предполагая лишь косвенное авторство апостола Павла.

II. Обстоятельства написания.

Адресат. Относительно адресата Послания к Евреям точно ясно лишь одно: адресовано Послание общине, члены которой прежде своего воцерковления были иудеями или же прозелитами и, в следствии этого, вполне знали Ветхозаветное Предание.

Но другой вопрос о том, где локализовалась эта иудео-христианская община, не может быть разрешён со всею однозначностью. Имеются лишь аргументированные предположения:

а) Возможно, речь следует вести  о Римском адресате (см.: Brown R. An Introdyction to the New Testament. Doubleday. 1997. P. 684-701).[119] То есть, о римских иудео-христианах (Так считали представители древней традиции. Эта теория обосновывалась, например, епископом Кассианом (Безобразовым)[120]);

б) В древне-церковной письменности распространённым было суждение о том, что автор обращался к общине в Иерусалим или, вообще, в Палестину. Представителем традиции такого понимания был св. Иоанн Златоуст.[121]

Повод написания. Как видно Послание обращено к христианам, которые подвергаются серьёзным преследованиям (Евр. 10:32; 12:4), и которые готовы отречься от Христа. По крайней мере, апостол Павел этого опасается:

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго» (3:12).

Как видно, некоторые из них, склонны к тому, чтобы прекратить посещать церковные собрания, как иные уже и сделали. Автор Послания пишет: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр. 10:25).

В связи с такими обстоятельствами и к таковым христианам, которые из страха испытывают сомнения в своём воцерковлении, и писал автор.

III. План повествования.