Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 56

Те же интуиции, которые помогают Павлу сформулировать его отношение к браку, помогают ответить и на вопрос об отношении к идоложертвенным яствам.

Эта следующая проблема, муссируется в 8 главе Послания. Имеет ли право христианин вкушать идоложертвенное мясо? Из иных книг Нового Завета становится ясно – сколь не празден был этот вопрос; ведь проблема упоминается и в книге Деяний, и в Послании к Римлянам, и в Послании к Коринфянам. Действительно, коринфянин не мог оставаться в стороне от этой проблему, в силу того, что значительная часть продуктов и, по сути, всё мясо, продававшееся на рынке, было идоложертвенным. Ведь античный мир, по сути, не знал иного умершвления животных, кроме как сакрального, то есть сопровождающегося молитвой к богам. Таким образом, отказ христиан от употребления идоложертвенного означал практический отказ от услуг рынка.

В связи с этим в среде коринфских христиан возникла проблема. В чём её суть?

+ Некоторые толкователи полагают, что в среде коринфских христиан имелись разделения между вкушающими мясо вегетарианцами.[109]

+ Но, текст Павла свидетельствует, скорее, о тех, которые вкушали идоложертвенное мясо по страху перед идолами, и тех, которые вкушали идоложертвенное мясо, считая, что идолы – это пустые выдумки. Суеверные христиане имели страхи относительно какой-то бесовской силы идоложертвенных яств. Потому то, из-за опаски, они вкушали идоложертвенное. Совершенные же, зная, что нет иных богов, кроме Бога, вкушали идоложертвенное как простую пищу.

Какова же позиция Павла?

+ Павел вначале соглашается с совершенными. Пищи не стоит бояться, ведь «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем…» (1Кор. 8:5-8). Павел рекомендует христианам без сомнений и угрызений пользоваться услугами рынка (1Кор. 10:25). Более того, Павел смотрит положительно на возможность совместной с язычниками трапезы. Если друг язычник приглашает христианина к себе на обед, христианин может спокойно общаться и вкушать предлагаемые яства (1Кор. 10:26).

Итак, вкушать пищу идоложертвенную можно, ибо идол – ничто.

+ И всё-таки, Павел советует, чтобы совершенные не вкушали идоложертвенного. Павел понимает, что немощные братья, видя совершенных вкушающих идоложертвенное, подумают, что те делают это, руководствуясь тем же страхом, что и они (немощные). Таким образом, апостол возглашает: «Если пища искушает брата, не буду есть во век» (1Кор. 8:13).

Конечно, именно этот вопрос и эти ответы не имеют актуальности для христиан современного мира. В то же время, для нас актуальны сами интуиции соответствующего вопросо-ответа. Уясняя конкретную историческую проблему отношения древних христиан к идоложертвенным яствам, мы отвечаем на вопрос о том, в какой степени современный христианин может сообразовываться с миром? Может ли он пользоваться дарами мира? Сколь принципиальным он должен быть в своём обладании истиной?

Павел являет образец здравого отношения к истине. Обладая истиной, не следует идти на пролом, не следует быть бездумно принципиальным, но – прибегать к компромиссам. Личную правоту и «личную свободу ограничивает только любовь к братьям-христианам».[110] По словам Джорджа Ледда, соответствующие размышления Павла об отношении христиан к идоложертвенным яствам, являются «одним из наиболее ярких примеров того, как любовь должна работать в христианском обществе».[111] Если бы люди церковные пользовались этим принципом, то расколов было бы меньше, и любовь в христианских сообществах приумножалась бы.

Впрочем, следует сказать, что в принципе, исповеданном апостолом Павлом, имеется возможность некоторой крайности. Действительно, до какой степени истину допустимо умалять перед лицом немощи некоторых братий? Как справедливо писал протестантский библеист L. Dewar, «если бы совесть более слабых братьев управляла поведением всех христиан вообще, христианская мораль неизбежно оказалась бы скованной цепями законничества».[112]