Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 35

+ Инициатива казнить христианского епископа принадлежала первосвященнику Анану, который был саддукеем.

+ Анан воспользовался отсутствием в Иудее прокуратора (В 62 г. умер прокуратор Фест, а Альбин ещё не прибыл).

+ Большинство иудеев, в частности высокопоставленные представители фарисейской партии отнеслись к этому неприязненно. Вскоре они убедили царя Агриппу лишить Анана первосвященства (Церк. ист. 2.23).

III. Адресат.

В надписании послания сказано, что оно адресовано двенадцати коленам, находящимся в рассеянии (ἐν τῆ διασπορᾶ).

Некоторые исследователи (Гофман, Ян, Гольцман, Юлихер) видели в этих словах иносказательное обращение к новому духовному Израилю, «не имеющему в мире сем пребывающего града». Т.е. адресатом являются все христиане.

Но содержание послания свидетельствует о том, что оно предназначено именно христианам из евреев (иудео-христианам).

IV. Некоторые формальные особенности повествования.

1)  Афористическая форма изложения. То есть послание представляет собой совокупность отдельных мыслей, кратких изречений, порой не имеющих между собой прямых логических связей.

Хотя, епископ Кассиан (Безобразов) писал «замечательной стройности» повествования Иакова.[63] Скорее следует согласиться с оценкой, содержащейся в комментариях Толковой Библии: «Воодушевлённость речи Апостола и афористическая форма изложения мыслей допускает деление содержания послания не столько на логически-определённые части, сколько лишь на отдельные группы мыслей».[64]

2)  Примечательным является словоупотребление Иакова. Он расширяет смысл понятий; => одно понятие выявляет диаметрально противоположные смыслы. В его исполнении это – своего рода поэтический приём. Например:

- «Унижение», ассоциирующееся с «высотою» и достоинством (1:9), противопоставляется «унижению», ведущему к увяданию и смерти (1:10-11).

- «Пустое благочестие» противопоставляется «чистому и непорочному благочестию» (1:26-27).

- «Мудрость, сходящая свыше» – «мудрости земной, душевной, бесовской» (3:13-18).

Но это – не просто лишь поэтический приём. Это – выявление запутанности, неоднозначности реальности. => На человеке ответственность в том, чтобы отличать белое от чёрного.

3)  Применяет Иаков и иной противоположный приём, когда для описания одной и той же реальности использует слова антонимы. Например, у Иакова сливаются термины «богатый» и «бедный»: бедных Бог избрал быть богатыми верою (2:5). Т.е. один и тот же человек является бедным и богатым, более того, он богат из-за того, что беден».

4)  Иная, уже содержательная особенность: имя Христа лишь дважды встречается в Послании Иакова (1:1; 2:1):

- Иисус называется «Господом Иисусом Христом» (Иак 1:1);

- «Господом славы» (Иак. 2:1).

Многие библиисты полагают, что и эти два случая упоминания Господа являются позднейшей вставкой. Соответственно, они относят Послание Иакова к сугубо иудейской письменности. При этом обращают внимание на тот факт,  что в качестве примера терпения и страдания приводится не Иисус (как, например, у Петра -1 Пет. 2:22-23), а ветхозаветные пророки и Иов (Иак. 5:10-11). Не совсем понятно, о Христе ли говорится во фрагменте Иак. 5:6: «Вы осудили, убили Праведника. Он не воспротивился».

+ В силу этого, W.G. Kummel писал, что Послание Иакова изначально было иудейским посланием, воспринятым ранней Церковью с некоторыми изменениями и дополнениями.[65]

+ Дж. Данн более мягко высказывает мысль о том, что «Послание Иакова – самая иудейская книга Нового Завета, в которой христианские черты весьма неотчётливы».[66]

Стоящи на этих позициях исследователи любят обращать внимание на то обстоятельство, что для обозначения христианского собрания Иаков употребляет термин «синагога» (2:2).

V. Структура послания.

1.  Об искушениях, постигающих христианина (1:2-18).

2.  Единство слова и дела христианина (1:19-2:25). Это здесь говорится об оправдании не верою, а делами.

3.  Об учительстве, о ложной и истинной мудрости (3 гл.).

4.  О правильном отношении к миру (4 гл.).