Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 43

3.  Учение Первого послания о грехе (Этическое неправомыслие докетов).

4.  Молитва за ближних в 1Ин.

5.  Тема света.

6.  Любовь и страх.

7.  Любовь и нелюбовь к космосу.

1. Авторство.

Первое соборное послание, которое мы сейчас будем читать, не имеет писателя ни в заглавии, ни в самом тексте. Лишь в первых стихах послания писатель прямо заявляет о себе, как об очевидце событий земной жизни Христа (1Ин. 1:1-3).

Вообще, из всех новозаветных книг, в четырёх не упоминается имя автора или авторов: в трёх Соборных посланиях Иоанна и в Послании к евреям.

О том же, что это послание принадлежит перу евангелиста Иоанна Богослова, можно заключить из следующих обстоятельств:

а) близость языка, стиля, терминологии и идей этого Послания с Четвёрым Евангелием;

б) церковное предание уже со II в. свидетельствовало об авторстве Иоанна Богослова:

+ Самую раннюю цитату из этого послания мы находим у сщмч. Поликарпа Смирнского, этого младшего современника апостольского века.

+ На это послание, как на произведение апостола Иоанна ссылались Папий Иерапольский, Климент Александрийский, сщмч. Ириней Лионской.

И, тем не менее, не смотря на эти обстоятельства, некоторые исследователи сомневались в авторстве Иоанна.

2. Время, обстоятельства написания. Образ критикуемой Иоанном ереси (догматические и этические грани ереси докетов).

Наиболее вероятным временем составления послания являются 90-е гг. I в. Оно было написано в Ефесе, где апостол Иоанн провёл последние годы своей жизни (Об этом Евсевий Кесарийский в Церк. ист. 3:31, Ириней Лионский в Против ересей 2:22:5, 3:1:1).

Позднее время составления обуславливает и характер учения послания. Оно было написано в условиях возникновения в недрах христианского сообщества первых лжеучений. Это, действительно, были годы духовного кризиса, с которым христианское сообщество столкнулось впервые. В этих обстоятельствах автор послания и старается словом своим предостеречь паству от влияния раскольников и лжеучителей, вносивших в Церковь чуждые идеи:

«Это я написал вам, – пишет Иоанн, – об обольщающих вас» (2:26).

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1).

Эти лжеучения не внешние по отношению к церковному сообществу, но родились в его недрах. Соответственно, это привело к расколу: «Они вышли о нас, но не были наши» (1Ин. 2:19).

Ириней Лионский[79], Евсевий Кесарийский[80], Епифаний Кипрский[81] свидетельствовали, что Иоанн боролся против еретика Керинфа, проповедовавшего в Малой Азии.

Отвержение догматики докетов.

Со слов автора послания мы можем иметь лишь отдалённые и предположительные представление о сути этих лжеучений:

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (2:22).

«…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и уже в мире» (4:3).

Исходя из этих слов, небезосновательным было бы предположить о том, что главная черта этой ереси состояла в отрицании Воплощения. Иоанн обеспокоен распространением именно докетских гностических лжеучений. Докеты утверждали, что Бог во Христе имел лишь человеческую форму, видимость человека, но не был человеком в собственном, реальном смысле слова.

Логическим следствием этого лжеучения было отвержение реальности страданий Христа и, соответственно, Его Искупительного Дела. Из слов Иоанна видно, что еретики учили, что Христос пришёл водою, но не кровью. Именно поэтому Иоанн утверждает:

«Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и Кровию и Духом, не водою только, но водою и Кровию, и Дух свидетельствует о Нём» (1Ин. 5:6).

Итак, Иоанн составляет своё Послание в контексте появления среди христиан ереси, отвергавшей реальность Воплощения Бога, соответственно – и реальность Его Страданий, соответственно исчезало представление относительно искупительной силы Смерти Христа. В этом контексте особенно значимое место в Рассуждениях Первого послания Иоанна занимает повествование об Искупительном значении Крестной Жертвы Христа.