Что же мешает апостолу Павлу провозгласить высокие идеалы девства в качестве закона?
1) Во-первых, Павел предлагает реалистично оценивать свои силы. Он считает, что не каждому посильно жить целомудренно, без брачных утешений. Например, безбрачным и вдовам он пишет: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (ст. 9).
Вообще, целомудрие рассматривается Павлом как дар Божий; поэтому то, было бы несправедливо – требовать целомудрия от тех, кто этим даром не обладает: «Каждый имеет своё дарование (χάρισμα) от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:7). Таким образом, Павел реалистично смотрит на человека. Отвергает же он мнения ригористов, которые переоценивают человека, требуя от человека непосильного.
● Какова же цель брака, усматривается после всех этих рассуждений Павла?
Было бы уместно вспомнить о том, что в христианской традиции имеется суждение о браке, как средстве к деторождению. Но учение Павла лишено этой мысли. Для автора Послания к коринфянам брак есть средство для выпуска пара, средство приемлемого удовлетворения половой похоти:
«Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7:2).
Как видно, всякая похоть вне брака есть блуд.
На специфике такового Павлова понимания цели брака акцентировал внимание свт. Иоанн Златоуст в своём трактате «О девстве». Так писал Златоуст:
«Павел не сказал, [что брак нужен] для деторождения. Не сказал он и того, чтобы супруги были вместе, дабы стать родителями многих детей. Для чего же [по мысли апостола брак]? Павел говорит: да не искушает вас сатана… И если люди не могут воздержаться, пусть вступают в брак».
Подобная оценка брака содержится и в наследии свт. Василия Великого: «Дети – не цель брака, – писал святитель, – а приложение к браку; дети – возможное, но не необходимое его последствие».
● Следует сказать, что в рассуждениях автора Первого послания к коринфянам имеется ещё ряд конкретных суждений и предписаний относительно общения полов.
Апостол предлагает учитывать немощное состояние своей второй половины. Так, он запрещает целомудренную жизнь христианам, уже прежде вступившим в брак, а затем почувствовавшим силу к целомудренной жизни. Таковые совершенные должны ориентироваться на состояние супруга или супруги. Стремление к целомудрию одного из супругов, не подкреплённое согласием и готовностью иного, не может быть основанием воздержания: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию…» (ст. 1Кор. 7:4-5).
Павел отрицательно относится к разводу. Даже безверие одного из супругов не может, по мысли Павла, быть основанием для развода (1Кор. 7:12-16). Супруг или супруга обязаны иметь сожительство со второй своей половиной, не давая тем самым повода для блуда.
Здесь апостол в полной мере являет здесь необходимость христиан заботиться о ближних. Надежда на заразительность веры оказывается сильнее эгоистической заботы о собственном спасении. Во всех этих рассуждениях Павел рекомендует проявлять бескорыстие и самопожертвование, иметь в виду не себя только, но и своего ближнего. Соответственно, здесь просматривается ещё один смысл брака.
Конечно, любовь к другому человеку, к семье может конкурировать с любовью к Богу. Но, может быть и обратное: опыт человеческой любви может помочь познать Бога. Поэтому неудивительно, что Павел не позволяет совершенным христианам, готовым к подвигу целомудрия, пренебрегать немощь своей второй половины. Любовь к ближнему поистине выше аскезы. Итак, брак – это не только средство против блуда, но и средство преодоления самости.
Итак:
1) Брак – средство от блуда.
2) Целомудрие же – идеал, к которому следует стремиться.
3) В стремлении к целомудрию следует не себя только иметь в виду, но и супруг(а)(у). Как видно, забота о немощном супруге оказывается предпочтительнее личной аскезы. Соответственно, в этике апостола Павла добродетель любви к ближнему выше личного совершенства.
5. Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла об идоложертвенных яствах (8:1-11:1).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.