Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 34

2) В апостольский век были усвоены и опробованы в новых исторических условиях технические методы иудейской экзегезы.

3) Характер использования авторами новозаветных книг древних текстов позволяет констатировать имевшуюся у них убеждённость в том, что Ветхий Завет уже несёт в себе все направляющие идеи христианского богословия.[61]

4) Вера апостолов в Благую Весть столь сильна, что в свете её они являют свою свободу в пользовании, интерпретации и, даже, правки ветхозаветных текстов. Ещё бы пришла эпоха выявления всех тайн и недоговорённостей, распутывания узлов, подведения итогов.

Часть 4

Экзегеза Апостольских посланий

Соборное послание апостола Иакова:

авторство, адресат, особенности и структура повествования.

Основные идеи повествования: Воззрения Иакова на проблему иудео-христианства в свете фактических данных Нового Завета, апокрифических произведений и его Соборного послания.

Иаков об оправдании «делами веры».

Свидетельства Иакова о церковных Таинствах.

Эсхатология Иакова. Социально-этический элемент Послания.

Вопросы:

  1. Проблема авторства.
  2. О личности Иакова брата Господня по плоти.
  3. Адресат.
  4. Формальные особенности повествования.
  5. Структура послания.
  6. Воззрения Иакова на проблему иудео-христианства в свете фактических данных Нового Завета, апокрифических произведений и его Соборного послания.
  7. Иаков об оправдании «делами веры».
  8. Свидетельства Иакова о церковных Таинствах.
  9. Эсхатология Иакова.
  10. Социально-этический элемент в Послании.

I. Проблема авторства.

Имелось множество сомнений о том, кем был Иаков, составивший это послание? В Новом Завете упоминаются 4-е Иакова, которым можно было бы приписать известный текст: ● Иаков Зеведеев,

● Иаков Алфеев,

● Иаков Малый (Мк. 15:4), сын Марии,

● Иаков брат Господень (Деян. 15:13),

● А может быть это вообще иной проповедник.

Следует отметить, что многие библеисты за именами Иакова Малого, Иакова Алфеева и Иакова брата Господня видели одно и тоже лицо (см. лекцию «Избрание 12-ти апостолов).

Церковное предание в лице большинства своих представителей, высказавшихся по данному поводу, приписывает авторство Иакову, брату Господню по плоти, одному из сыновей Иосифа Обручника от 1-го брака.

II. О личности Иакова брата Господня по плоти.

Считают, что у Иосифа было четыре сына (см. Мф. 13:55; Мк. 6:3).

Во всё время земной жизни Спасителя братья Его по плоти, в том числе Иаков, оставались неверующими, и лишь в начале книги Деяний мы находим первое упоминание о братьях Господа в числе верующих (Деян. 1:14).

Предание утверждает, что Иаков уверовал после того, как Воскресший Сам явился ему. Принято считать, что в 1 Кор. 15:7 речь идёт именно об Иакове, брате по плоти.[62]

Ряд древних текстов позволяет предполагать об особом месте Иакова в Иерусалимской общине. Что это за тексты?:

+ Повествование книги Деяний (12:17),

+ в Климентинах (нач. III в.) Иаков впервые именуется епископом.

+ Евсевий Кессарийский, ссылаясь на св. Климента Римского (подразумевая, наверное, эти же Климентины), свидетельствовал о епископстве Иакова в Иерусалиме (Церк ист. 2.1).

Имеются разные суждения о том, с какого времени и при каких обстоятельствах Иаков возглавил общину:

+ Полагают, что её, сперва, возглавил Пётр. Затем, в гонения Ирода Агриппы I, он передал предстоятельство Иакову. Это видно из того, что, удаляясь, из Иерусалима, Пётр просил осведомить о своём отбытии «Иакова и братьев» (Деян. 12:17).

+ Евсевий же Кессарийский, ссылаясь на Климентины, писал о том, что Пётр, Иаков и Иоанн Зеведеевы поставили Иакова, брата Господня епископом Иерусалима уже после Вознесения (Церк. ист. 2.1).

Будучи предстоятелем среди христиан, Иаков пользовался уважением и у иудеев. По преданию он соблюдал назорейские обеты и постоянно находился при Иерусалимском храме(Церк. ист. 2:23). Сами иудеи называли его «праведником» (облиам – оплот народа).

Около 62 г. Иаков по приговору Синедриона был побит камнями. Иосиф Флавий сообщает в «Иудейских древностях» (XX.9.1) обстоятельства этих событий: