Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 39

Первые ссылки на Первое послание Петра встречаются уже в начале II в. у Поликарпа Смирнского (Флп. 1:3; 2:1; 5:3), у Иринея Лионского (Против ересей IV,9,2). Климент Александрийский, Ориген, св. Киприан Карфагенский и иные цитируют 1 Петра как каноническую книгу.

Посему, среди церковных писателей и исследователей сомнений в авторстве не возникало.

О Петре в нескольких словах.

Пётр – сын Ионин – родом из Вифсаиды (Ин. 1:44), вместе с братом Андреем переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тёщи (Мк. 1:29-31). Павел Восклицает: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как прочие апостолы и братья Господни, и Кифа?» (1Кор. 9:5).

В Капернауме Симон сблизился с братьями Иаковом и Иоанном, сынами Зеведеевыми (Мф. 4:21; Лк. 5:7-10). Одно время Симон был учеником или посетителем Иоанна Крестителя.

Иисус нарёк его Кифа (арам. – скала, камень). Исходя из повествования Луки, полагают, что окончательно Симон присоединился к Иисусу после чудесного улова рыбы (Лк. 5:1-11).

Пётр – фигура в апостольской община самая примечательная, исходя из ряда сюжетов:

+ Во всех апостольских списках он первый.

+ По Матфею он первый исповедал Христа Сыном Божиим (Мф. 16:16).

+ Господь жил в доме Петра, пользовался его лодкой.

+ Пётр был свидетелем Преображения, моления в Гефсимании и иных обстоятельств.

+ Пётр единственный из апостолов, заступился за Иисуса, взятого под стражу. Он, вместе с Иоанном, дольше всех следовал за пленённым Иисусом.

+ Именно Пётр трижды отрёкся.

+ Согласно каноническим текстам, Пётр – первый из двенадцати, которому явился Спаситель Воскресший.

По церковному преданию (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий) Пётр принял мученическую смерть в Риме; он был распят по приказу императора Нерона (63 или 67 гг.) и похоронен на Ватиканском холме. Археологи обнаружили его гробницу под базиликой святого Петра.

II. Место написания.

Сам Пётр указывает место, где было написано послание, это – Вавилон («церковь, соизбранная в Вавилоне – ἐν Βαβυλωνι συνεκλεκτὴ») (5:13). Под Вавилоном можно разуметь три географические точки:

+ Вавилон в Месопотамии, который в это время лежал в развалинах. Ряд учёных библиистов – Кейль, Неандр, Вейсог – считали, что Пётр писал, находясь здесь. Это – весьма экзотичное мнение.

+ Вавилон в Египте, основанный переселенцами из Месопотамии. Здесь была большая христианская община.[68] Полагают, что Пётр, бывший в Александрии и рукоположивший там Марка (см. 5:13), посетил и этот Вавилон. Из современных толкователей – см. мысли архиеп. Аверкия (Таушева).[69]

+ В апокалиптической письменности Вавилоном называю Рим. Так в Откровении Иоанна называется столица тогдашней Империи (Откр. 14:8; 16:19; 17:5). Соответственно, и в словах Петра 5:13 уместно усматривать указание на Рим.[70]

Такого понимания держались многие христианские писатели: Евсевий, блж. Иероним, Икумений, блж. Феофилакт).

Каков смысл этой аллегории применительно к Риму? В соответствующей аллегории содержится осуждение мировой столицы и всей цивилизации, которая неизбежно должна пасть как некогда государство Вавилонское. Такая аллегория вполне уместна в устах Петра в годы гонений на христиан со стороны римских властей.[71]

III. Время написания.

+ Столь нелестный эпитет в адрес Рима, позволяет предполагать, что Пётр писал в годы гонений на христиан, в частности, после смерти апостола Павла (после 63 г. или 67 гг.).

+ Но, с другой стороны, есть свидетельства, позволяющие думать, что Пётр писал до всяких гонений. Иначе как понимать его предписания о послушании христиан государству и царю (1Петр. 2:13-17). Соответственно, полагают, что Пётр писал до 64 г.

IV. Адресат.

По свидетельству автора Послание направлено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии» (1:1). То есть апостол перечисляет почти все области Малой Азии.

Но, кто такие «пришельцы (постояльцы) рассеяния» (παρεπιδήμοις διασπορᾱς)?

а) Это уверовавшие иудеи:

+ Епископ Аверкий, понимая под «пришельцами» уверовавших иудеев, напоминает, что апостол Пётр был преимущественно «апостолом обрезанных» (Галл. 2:7).[72]