Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 37

Подобное противостояние мыслей и аргументов можно усмотреть применительно к Посланию к евреям. Автор Послания к евреям ещё «проходится» по спорным примерам.

Павел опять ссылается на пример веры в жертвоприношении Авраама (Евр.

11:17-19).

Иаков в этом же жертвоприношении видит пример  дел веры (Иак. 2:21…23).

Павел ссылается на пример веры Раав (Евр. 11:31).

Если по Павлу Раав явила пример веры, то по Иакову – пример оправдания делами (Иак. 2:19).

Исходя из этих совпадений, епископ Кассиан полагал, что Иаков писал в ответ на послание к Евреям. Это своего рода «манифест Иакова в ответ на манифест Павла».[67]

Не смотря на такую заочную полемику апостолов, разность их воззрений может быть сглажена:

1) Во-первых, Павел, отвергая «дела закона», имеет в виду ритуальные предписания, например, обрезание. Так он указывает, что праведность  вменилась Аврааму до обрезания (Рим. 4:9-11). Конечно, не ритуал оправдывает. С этим согласился бы и Иаков, призывающий к добрым делам.

2) Павел не отвергает необходимости исполнения заповедей, но утверждает невозможность их исполнения. Пытаясь исполнять заповеди, мы, тем не менее, оправдываемся не по своим заслугам, а по милости Бога.

VIII. Учение и свидетельства Иакова о церковных Таинствах.

● Таинство Елеосвящения (Иак. 5:14-15).

Соборное послание Иакова отражает представление и традицию апостольских времён относительно молитвенного попечения о недужных христианах.

«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи простятся ему».

Именно эти слова являются основанием для церковного таинства Елеосвящения или Соборования. Слова эти раскрывают и внутренний смысл, и внешний обряд таинства:

Внутренний смысл: Таинство служит, во-первых прощению грехов; и, во-вторых, исцелению немощей, связанных с этими грехами.

Внешний обряд: Как видно, это таинство совершается не обязательно в храме, но, чаще, на дому, а значит, над тяжелобольными христианами. Совершает таинство собор пресвитеров (хотя ныне допускается совершение его и одним пресвитером).

● Таинство Исповеди (Иак. 5:16).

Следующие слова Иакова служат основанием для церковной практики исповеди:

«Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

Публичная исповедь. Покаяние в особо тяжких грехах совершалось особым образом – публично. Согрешивший брат или сестра должны был перед всей общиной сказать о своем грехе, покаяться в нем и попросить прощения у Бога.

Сохранились более подробные свидетельства об исповеди перед общиной. Так, в середине II в. во «Второй беседе на псалом 37» Ориген писал:

«Писание поучает нас, что не должно хранить грехов внутри. Ибо как имеющий несваренную пищу или желудок, обременённый ею, страдает, так и согрешившие, когда скрывают и удерживают в себе грех, чувствуют в себе тяжесть. Но когда кто сам себя обвинит и исповедуется, извергает вместе и грех и причину греха. Будь только осторожнее: кому исповедать твой грех. Сыщи прежде врача, перед которым тебе поведать причину немощи… Если он найдёт слабость твою такою, что её должно исповедать и излечить в собрании всей церкви, и что это может послужить к назиданию других, и к благонадежнейшему исцелению тебя самого, то обдуманным и благоразумным советом такого врача должно воспользоваться».

Такая практика, как видно, сохранялась и во второй половине IV в. Например, в 34 правиле св. Василия Великого содержится предостережение от публичной исповеди некоторых грехов:

«Жен, прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явными творити, да не подадим причины к смерти обличённым».