Христос же обыгрывает историю Моисея и соответствующие псаломские слова. В интерпретации Христа, здесь говорится не о Моисее, но о Боге-Отце. Хлеб же есть не манна, а Тело Его Самого, то есть Христа. Как видно, Христос не ставит под сомнение заслуг Моисея, но выявляет боле существенный и актуальный смысл известного ветхозаветного сюжета.
Пример 2: Другой пример. Апостол Павел в Гал. 3:8-14 предлагает интерпретацию древнего благословения, данного Аврааму. Бог сказал Аврааму: «В тебе благословятся все народы» (Быт. 12:1-3; 18:18). У иудеев эти слова понимались как указание на авторитет и господство еврейского народа над соседями. По интерпретации же Павла речь здесь идёт о благословении верующих из всех народов. Павел пишет: «Верующие благословляются с верным Авраамом» (Галл. 3:9). Благословение общее для верующего Авраама и всех верующих.
● Пешер (букв. – толкование). Некоторые учёные не выделяют пешер в отличный от мидраша тип. Иные учёные видят в пешер более точное, чем мидраш, толкование текста или слова. Если «мидраш расширяет сферу применимости текста», то «пешер объясняет значение текста, устанавливая однозначные соответствия».[54]
Краткая история пешер. Вообще, термин «пешер» 30 раз встречается в арамейской части текста Книги Даниила (2:4-7:28) и обозначает истолкование, которое Даниил даёт снам Навуходоносора и Валтасара.
Пешер, как выявление единственно точного смысла приобрело особое значение в позднеиудейских мессианских сектах, заявлявших о своей исключительности. Мы знаем о такой секте, локализованной Кумраном. Члены Кумранской общины,
+ Во-первых, осознававшая свою неповторимую и исключительную богоизбранность.
+ Во-вторых, полагали, что наступили времена осуществления мессианских чаяний.
Соответствующий партикуляризм и обострённые эсхатологические чаяния породили веру в то, что в их время древние пророчества стали выявлять свой окончательный и единственно верный смысл. Соответствующие чаяния утверждаются использованием такого экзегетического приёма как пешер.
Примеры пешер в книгах Нового Завета:
Пример 1: Обращаясь к Коринфянам, Апостол Павел цитирует пророка Исайю, утверждая, что слова, озвученные пророком теперь нашли своё исполнение:
«Сказано: во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2).
По сути, это мидраш; ведь Павел актуализирует слова древнего пророка. Но, чем отличается эта интерпретация от мидрашей? Как видно, апостол Павел не просто лишь расширяет область применения слов Исайи, и не просто лишь находит новый контекст, но, устанавливает единственно верный смысл слов пророка.
Пример 2: Другой пример, в котором апостол Павел в словах Псалма 68:19 усматривает указание на Христа:
«Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: “восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам”. А “восшед” что означает, как не то, что Он спускался прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» (Еф. 4:7-11).
Здесь Павел находит не просто актуальный в его времена смысл, но выявляет смысл единственно верный для псаломских слов.
● Типологическое токование предполагает выявление соответствия между людьми или событиями (или иными реалиями) прошлого, с одной стороны, и, с другой стороны, реалиями будущего. Например, обстоятельства исхода евреев из Египта представляются как образ (прообраз) событий последующей истории. «Типологический экзегезис основан на убеждении, что определённые события в истории Израиля, как они описаны в древних писаниях, образно, типологически открывают Божии намерения относительно людей».[55]
Примеры типологии в Ветхом Завете:
+ Исход и пустыня уже писателям ветхозаветной эпохи представлялись в качестве прообраза эсхатологического избавления (Ис. 43:16-21; 52:11-12; Ос. 2:14-20).
+ Царь Давид представлялся прообразом грядущего Избавителя (Ис. 11:1; Иер. 23:5; Иез. 34:23, 37:24).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.