Итак, что приносит пользу другим, то способствует благу Церкви и должно предпочитаться. Ценность харизмы характеризуется не столько глубиной экстаза, сколько назидательной пользой для увещевания ближнего (1Кор. 14:3-5, 16-19, 24-25). На основании именно этого критерия выявляется превосходство пророчества над глоссолалией.
Как мы видим, рассуждая о дарах, апостол Павел руководствуется той же интуицией, что и в рассуждениях о целомудрии, что и в рассуждениях об идоложертвенных яствах. Во всех этих случаях оценка может быть дана и правильное отношение может быть выработано, исходя из принципа церковно-общественной целесообразности. Если ты не знаешь, как поступить, что предпочесть, то ищи пользы ближнего.
7. Особенности крещальной практики в Коринфской Церкви в свидетельствах апостола Павла.
1 Кор является прекрасным источником информации о представлениях перво-христиан о крещении.
● Видно, что христиане чрезмерное значение придавали тому, кто крестит. Крещённые Аполосом называли себя Аполосовыми, иные считали себя Кифовыми (1 Кор. 1:12-15). Между крещаемым и крещающим мыслилась какая-то магическая связь. По сути, крещаемые воспринимали своё крещение, как крещение во имя крестящего. В связи с этим Павел с иронией замечает: «Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил во имя моё» (1Кор. 1:14-15).
По словам апостола, подобное отношение к крещению «упраздняет» дело Христово (с. 17), «разделяет Христа» (ст. 13).
● Умаляя значение личности крестящего, Павлу приходится несколько умалять значение самого обряда крещения перед фактом внутренней сознательной веры: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать…» (1 Кор. 1:17). Эти слова выявляют некоторую иерархию ценностей в деле приобщения нас ко Христу: главное состоит не в ритуальном действе, но в вере и возвещении о Воскресшем. Не обряд, а керигма.
Действительно, в древней Церкви значительное внимание уделялось именно катехизации готовящихся стать членами Церкви.
+ 46 канон Лаодикийского собора предписывает: «Крещаемым должно изучить веру». А в 47 правиле уточняется, что в болезни принявшие крещение, и потом получившие здравие, должны изучать веру.
+ Известно, что таинство крещения совершалось не сразу с появлением у человека желания и веры. Назначался срок подготовки. Он мог быть весьма продолжительным:
- два года человек оглашался согласно 42 канону Эльвирского собора и 144 новелле св. Юстиниана.
- трёхлетний срок оглашения предписывается «Апостольским Преданием» (17:1), «Апостольскими Постановлениями» (32), Первым Вселенским собором (14 канон).
+ 78 правило Шестого Вселенского собора весьма лаконично, но принципиально предписывает готовящимся к крещению обучаться вере.
Подобная древняя практика выявляет тот факт, что приятие крещения без основательной подготовки, по сути, вменялось ни во что, ибо противоречило смыслу таинства. Собственно, именно об этом предупреждал Христос:
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16).
Значит, лучше и не креститься, чем креститься без понимания и притом глубокого.
Соответствующее исконное понимание весьма ослаблено в нынешней крещальной практике. «Институт катехумината как неотъемлемая составляющая церковной жизни прекратил своё существование в V-VI вв.». Размышляя о причинах этого, исследователи отмечают, что именно «многовековая практика крещения младенцев сформировала в церковном сознании устойчивый стереотип, что таинство Крещения не требует длительной и серьёзной подготовки».[114] Но, каковы бы не были причины, совершенна ясна духовная безперспективность крещений без предварительной подготовки.
● В посланиях Павла сохранились сведения о весьма интересной крещальной практике, которая не утвердилась в Церкви в последующие века. Апостол вопрошает:
«…Что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?» (1 Кор. 15:29).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.