Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 46

«Каким образом, - вопрошает Максим, - Один и Тот же и называется светом, и находится во свете, как иной в ином?».

Отвечая на свой же вопрос, Максим проводит различие между светом по сущности (κατ’ οὐσίαν) и светом по причастию (κατὰ μέθεξιν). Одно есть сущность Божия, которая не преступна и не досягаема, а другое – Божественное явление или действие, или энергия, или светы, в которых Бог делается преступным и досягаемым.

«И если по добродетели и ведению находимся в Боге, как в Свете, то и Сам Бог пребывает в нас, как Свет в свете. Ибо Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе».[87]

Таким образом в достаточно незамысловатом по форме повествовании Иоанна преподобный Максим усматривает имплицитно сокрытое учение о единстве и множественности в Боге, учение о разделении в Боге сущности и энергии, учение об обожении.

6. Любовь и страх.

Итак, мы увидели, что Иоанн, повествуя о тех или иных духовных реалиях, разъясняет их через противопоставления реалиям или образам противоположным:

+ «Бог есть Свет и нет в Нём тьмы»,

+ а вот иная пара противоположностей: «Бог есть любовь», а в «любви нет страха» (1Ин. 4:18).

Собственно, вышеприведённая антитеза света-тьмы прямо-пропорционально соотносится Иоанном с антитезой любви-нелюбви:

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин. 2, 9-11).

Любовь – возвышеннейшее состояние и высшая добродетель. Поэтому Иоанн вернейшим способом её описания выбирает описание апофатическое, то есть раскрытие любви через то, что она не есть. Она не есть страх:

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучения. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Может показаться, что эти слова автора послания находятся в противоречии с псаломскими словами:

«Бойтеся Господа вси святи Его, яко несть лишения боящимся Его» (Пс. 33:10).

Как понимать эти расхожие суждения?:

+ Первейшее и распространённое разъяснение, которое можно предложить, это указание на отличие новозаветной духовности от духовности ветхозаветной, отличие закона от благодати.

+ Иное пояснение предложил преподобный Максим Исповедник. Согласно его толкованию здесь нет противоречия, ибо следует различать два вида страха:

а) Некоторые боятся Бога как Судию, ибо имеют загрязнённую совесть. Таковы несовершенны в любви.

б) Страх же, о котором пишет псалмопевец, имеет иную природу. Это чистый страх, являющийся достоянием святых. Такой страх сущностным образом был внедрён Богом в тварь, делая явной для всех Его превосходство. «Бог является страшным для всех, кто окрест Его, как бы примешивая страх к любви… Ибо любви самой по себе, без страха, присуще становиться презрением, как то часто бывает, если близость, естественно рождаемая ею, не сдерживается уздою страха».[88]

Вообще, в своём наследии к теме любовь-страх прп. Максим возвращается неоднократно. С этой темы начинается его трактат «Толкование на молитву Господню».[89] Об этом же преподобный отец рассуждает в «Главах о любви»: «Двояк страх Божий: один рождается в нас от угрозы наказания, и благодаря ему появляется в нас… любовь; другой сопряжён с любовью, производя в душе благоговение, дабы она, воспользовавшись доверчивым отношением любви, не впала бы в пренебрежение к Богу».[90]

Итак, Иоанн не отменяет благоговейный страх перед величием Бога. Когда же Иоанн пишет, что «в любви нет страха», имеется в виду страх, происходящий от нечистой совести.

7. Любовь и нелюбовь к космосу.

Итак, Иоанн выявляет и описывает состояние любви через то, что она (любовь) не есть:

+ Любовь не есть страх. (это мы выяснили выше).

+ Но есть и иное отрицание. Любовь не есть привязанность к миру.

В Послании «апостола любви» содержится и призыв к нелюбви: