Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 57

Итак, согласно Павлу, христианину позволено являть своё совершенство в безбрачии, быть выше суеверий относительно идоложертвенного; но собственное совершенство следует ограничивать немощью слабых. Таким образом, аскетический индивидуализм уступает принципу церковно-общественной целесообразности.

6. Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о духовных дарах (глл. 12-14).

Значительное место в наставлениях к коринфянам занимает тема духовных даров. Духовные дары, в данном случае, суть различные способности христиан, которыми они служат церковной общине. Рассуждая о многообразии даров и смысле этого многообразия, апостол обращается к образу тела, состоящего из множества членов: «Тело же не из одного члена, но из многих». Ясно, что за этой образностью скрывается не метафора, но убеждение в реальном органическом единстве Церкви, истоком своим имеющим Евхаристию.

Органическая образность позволяет апостолу Павлу более убедительно и ощутимо донести до коринфян ряд мыслей и призывов:

Во-первых, призыв к смирению относительно себя, своей функции и своего вклада в дело церковной общины. Способный и деятельный христианин не должен мнить о какой-то особой своей пользе для общины.

Во-вторых, здесь имеется призыв к терпимости и уважению по отношению к иным членам Церкви, не таким как мы: «Если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» (12:19-20). Действительно, некоторые христиане не просто мыслят о своей особой пользе для Церкви, но и о том, что все должны быть такими, как они. Якобы все должны мыслить, понимать, молиться так, как мыслят, понимают и молятся они. По мысли Павла это – плачевная унификация. «Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, до где обоняние?» (12:17).

Эта мысль Павла имеет и этическое и экклесиологическое измерение.

+ Не уместно человеку аскетического склада отвергать людей жизнерадостных, а жизнеутверждающим людям не уместно отвергать путь аскезы.

+ Не умно хаять особенности католической духовности.

Если в теле ни один орган не является лишним, то и в общине церковной ни один из её членов не должен пренебрегаться. Вершиной же соответствующих рассуждений апостола Павла является текст, называемый в экзегетической традиции «гимном Любви». Любовь является антитезой всякому духовному самомнению и критерием богоугодности всякого служения. 

В рассуждении апостола Павла о духовных дарах особое место занимают рассуждения о даре языков (глоссолалии). В чём его суть?

В общем, Павел благосклонно относится к соответствующему явлению в христианской среде. «Желаю, – восклицает он, – чтобы вы все говорили языками» (1Кор. 14:5). Несомненно, Павел рассматривает говорение на незнакомом языке, как молитвенное состояние. Хотя признаёт некоторое несовершенство этой молитвы:

«Когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остаётся без плода» (1Кор. 14:14).

Действительно, следует признать, что положительные мысли о глоссолалии апостол высказывает в контексте критическом. Его понимание не лишено, в том числе, мотивов некоторой настороженности относительно этого дара.

Вообще, эти рассуждения Павла о конкретном духовном даре выявляют общую Павлову настороженность относительно молитвенной экзальтации и восторженности. «Павел, больше чем какой-либо иной новозаветный автор,… настороженно относится к тому христианству, которое во главу угла ставит религиозный опыт». Он «подчёркивает необходимость критически подходить к религиозному опыту».[113] Необходимо различать духов. Джеймс Данн выявляет в соответствующих рассуждениях Павла ряд «критериев для проверки подлинности и ценности харизмы». Принципиальнейшим критерием ценности харизмы является польза для общины. В греческом тексте её выражает слово οἰκοδομή. В 14-ой главе 1Кор. оно встречается семь раз (стт. 3-5, 12, 17, 26). О каждой харизме мы можем судить, исходя из «пользы другим» (12:7).