Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 52

§  принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о браке и целомудрии,

§  принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла об идоложертвенных яствах,

§  принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о духовных дарах.

§  Особенности крещальной практики в Коринфской Церкви в свидетельствах апостола Павла

«Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор 10:24).

Литература:

1.  Антонини Бернардо, священник. Экзегезис книг Нового Завета. М. Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С. 194-204.

2.  Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1997.

3.  Сорокин А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). Москва: Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья, 2006. С. 175-200.

4.  Фивейский М., свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12-14 глав первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М., 1907.

Вопросы:

1.  Обстоятельства написания Послания.

2.  План повествования.

3.  «Слово о Кресте».

4.  Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о браке и целомудрии (7 гл.).

5.  Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла об идоложертвенных яствах (8:1-11:1).

6.  Принцип церковно-общественной целесообразности в рассуждениях апостола Павла о духовных дарах.

7.  Особенности крещальной практики в Коринфской Церкви в свидетельствах апостола Павла.

1. Обстоятельства написания Послания.

● Когда Павел впервые благовествовал в Коринфе? Книга Деяний (Деян. 18:1-18) повествует о пребывании Павла в Коринфе в годы второго миссионерского путешествия и об основании там христианской общины. Наставлению членов молодой коринфской общины Павел посвятил тогда 18 месяцев (он прибывал здесь с конца 50-го до середины 52 г.). После полуторагодового пребывания в Коринфе апостол отбыл в Ефес.

Несколько слов о Коринфе. Это – один из крупнейших городов античности. К началу I в. н.э. там проживало около 700 000 человек. Естественно, как и всякий крупный город, Коринф отличался весьма распущенными нравами. Например, одна древнегреческая пословица гласила: «Не всякому мужчине можно ехать в Коринф». Собственное название города стало именем нарицательным, от которого произошло слово  κορινθιακόρη – один из синонимов «блудницы»; соответственно, κορινθιάζομαι означает «распутничать», «заниматься проституцией».

● В годы своего третьего миссионерского путешествия, пребывая в Ефесе (около 57 г.), Павел получил известие о нестроениях в христианском сообществе Коринфа. Тогда же Павел:

+ составил своё первое послание, адресованное в Коринф, которое не сохранилось; мы знаем о нём лишь из упоминаний Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками…» (1Кор. 5:9-13).[105]

+ Вскоре, продолжая оставаться всё в том же Ефесе,[106] Павел обращается к коринфянам с очередным посланием, которое сохранилось и ныне входит в канонический сборник под названием «Первого послания к коринфянам» (на самом же деле оно является уже вторым увещательным письмом Павла к христианам этого города).

● Из содержания Послания видно, что поводом к написанию письма в Коринф было не одно какое-то происшествие, но целый комплекс проблем, а именно:

+ До Павла дошло известие о том, что некоторые коринфские братия отвергают воскресение мёртвых. «Как некоторые из вас, – восклицает апостол, – говорят, что нет воскресения мёртвых?» (1Кор. 15:12).

+ Павел взволнован чрезмерным почитанием коринфянами авторитетов, ведущим к разделению общины («кифовы», «аполосовы», «Павловы») (1Кор. 1:11-12).

+ Имеются разногласия о том, как следует относиться к идоложертвенным явствам.

+ Верующие судятся у неверующих. Упоминаются Павлом и иные недоразумения.