Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 63

+ Дух есть совокупность благословений Аврамовых (Гал. 3:13).

+ Дух есть принцип усыновления (Галл. 4:6).

+ Дух есть источник новой жизни и нового типа поведения христиан (Галл. 5:22-25).

Послание к Евреям святого апостола Павла:

проблема авторства, обстоятельства написания, план повествования.

Христология Послания к Евреям:

§  Божественность и «несовершенство» Христа.

§  Христос в образах Ветхого Завета.

§  Сотериология Послания к Евреям.

Литература:

  1. Священное Писание в толкованиях св. Иоанна Златоуста. Т.7. Беседы на Послания к Римлянам. Толкование на послание к Евреям. М.: Ковчег, 2006 (толк. на Рим. С. 9-520; толк. на Евр. С. 521-896).
  2. Антонини Бернардо, священник. Экзегезис книг Нового Завета. М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995. С. 246-252.
  3. Данн Дж. Д. Единство и многообразие в Новом Завете. Исследование природы первоначального христианства. М.: ББИ св. апостола Андрея, 1997.
  4. Ледд Дж. Богословие Нового Завета: Пер. с англ. СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. С. 653-670.
  5. Прокопчук А., иерей. Богословие послания к Евреям // Богословский сборник. 2001. № 8. С…; 2002. № 9. С. 73-91.
  6. Сорокин А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). Москва: Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья, 2006.
  7. Астапова О. Христология Послания к Евреям в свете представлений о священной царственности на Древнем Ближнем Востоке (Египет и Месопотамия) // Альфа и Омега. 2009. № 1 (54). С. 12-27.
  8. Зигабен Евфимий. Токование послания апостола Павла к Евреям / Пер. с греч. В.Любимова. Тула, 1897.
  9. Братолюбов Н. Толкование послания святого апостола Павла к Евреям (по Зигабену). Самара, 1896.
  10. Глубоковский Н.Н. Искупление и Искупитель по посланию к Евреям // Христианское чтение. Ч. 2. 1917.
  11. Никанор (Каменский), епископ. Экзегетическо-критическое исследование послания св. апостола Павла к Евреям. Казань, 1903.

Вопросы:

1. Проблема авторства.

2. Обстоятельства написания.

3. План повествования.

4. Христология Послания к Евреям.

4а. Божественность и «несовершенство» Христа.

4б. Христос в образах Ветхого Завета.

4в. Сотериология Послания к Евреям.

I. Проблема авторства.

В библеистике имеется проблема авторства Послания к Евреям. И, на основе имеющихся ныне свидетельств, разрешить эту проблему не представляется возможным. Эта проблема весьма древняя. Древнейшая рукопись, приписывающая Послание к Евреям авторству Павла, это – папирус Честера Битти II, датированный концом II века. Однако уже в это же время, то есть со второй половины II в. мы встречаем суждения авторитетных христиан, отвергающих авторство Павла и приписывающих текст иным авторам. Та или иная степень сомнения встречается в писаниях Тертуллиана, Климента Александрийского, Оригена, блаженного Иеронима, блаженного Августина и так далее.

Какие же обстоятельства позволили сомневаться в авторстве Павла?:

§  Во-первых, язык Послания весьма отличается от лексики апостола Павла. Это касается и словоупотребления и стиля. Если греческий язык посланий Павла насыщен семитизмами, то Послание к Евреям представляется, с точки зрения греческой грамматики, самым правильным текстом. По-видимому, греческий язык является родным языком автора Послания.

§  Во-вторых, богословская проблематика Послания так же весьма самобытна по сравнению с кругом проблем и пониманий апостола Павла.

§  В-третьих, при определённом чтении весьма проблемного фрагмента Евр. 2:3, оказывается, что автор Послания к Евреям называет себя, по сути, учеником апостолов, что Павла совершенно нехарактерно:[117]

«Как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, через услышавших [то есть ближайших апостолов – и.А.П.] было утверждено в нас (εἰςἡμᾱςἐβεβαιώθη)» (2:3).