Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 69

Современные богословы нацелены как-то на отход от этого древнего традиционного понимания, обосновывая тезис о том, что Бог есть исключительно Любовь. Но не лучше ли сохранить в богословии и в собственном опыте  антиномичное сосуществование Божественного гнева и Божественной же любви.

Вообще, в связи с рассматриваемым термином ἱλάσκεσθαιследует обратить внимание на ещё одно обстоятельство. Ведь именно существительным ἱλαστήριον, производным от этого глагола, переводчики Септуагинты воспользовались для обозначения еврейского слова крышка Ковчега (см.: Исх. 25:17-20), на которую раз в год сливалась жертвенная кровь. Об этой крышке, автор Послания к Евреям упоминает в Евр. 9:5.

Не смотря на многообразие синонимов, остаётся непонятно то, как действует этот искупительный механизм, механизм выкупа, механизм прощения, механизм умилостивления. По справедливому замечания Джорджа Лэдда, «у автора послания нет конкретной “теории искупления”. Он не размышляет о том, обязательно ли  Иисус должен был умереть, и каким образом Его смерть привела ко спасению. Он просто утверждает, что “без пролития крови не бывает прощения”» (Евр. 9:22).[131] К этому нас приучил Бог от времён самой зари человеческой истории.

Вывод.

Итак, содержание Послания к Евреям можно свести к следующим лаконичным тезисам:

+ Спасение есть мир с умилостивлённым Богом, то есть, прощение.

+ Спасение есть очищение.

+ Спасение есть возглавление нашей природы Сыном Божиим.

+ Спасение есть усыновление наше Богу-Отцу.

+ Спасение есть приобщение Божественному покою.

+ Спасение есть вечное священнодействие в Небесной Скинии.

Все эти реалии раскрываются с помощью образов древнего иудейского предания. Так Павел, решает и иную богословскую задачу, а именно: выявив ограниченность Ветхого Завета, он, в то же время, показал его органическую связь с Заветом Новым. Логику Павла можно представит так: Ветхий Завет столь адекватно являет Учение и Образ Христа, что в Самом Пришествии Христа мы не усматриваем какого-то нового учения. Новизна Нового Завета ни в новом учении, но в том, что Христос осуществил это новое, что человечество могло знать из Ветхого Завета.

Библиография к курсу

Священное Писание Нового Завета

Исагогика, текстология, поэтика.

  1. Гатри Д. Введение в Новый Завет / Пер. с англ.; предисл. Н.А. Александренко. Одесса: «Богосмыслие», 1996.
  2. Грилихес Леонид, священник. Археология текста. Сравнительный анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999.
  3. Лёзов С. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М., 1996.
  4. Мецгер Б.М. Текстология Нового Завета: рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала / Пер. с англ. М.: ББИ, 1996.
  5. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение / Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 1998.
  6. Мецгер Б.М. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание / Пер. с англ. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 360 с.
  7. Фокин А. Семитизмы в Новом Завете (1) // Альфа и Омега. 2001. № 4 (30).
  8. Фокин А. Семитизмы в Новом Завете (2) // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 23-36.

История и теория библейского перевода.

  1. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык. Репринтное воспроизведение издания 1899 г. М.: Российское Библейское общество, 1997.
  2. Евсеев И.Е. Очерки по истории славянского перевода Библии. Петроград, 1916.
  3. Цуркан Роман Клавдиевич. Славянский перевод Библии: Происхождение, история текста и важнейшие издания. СПб.: ИД «Коло»; ИТД «Летний сад», 2001.
  4. Рижский М.И. Русская Библия: История переводов Библии в России. Изд. 2-е. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2007 (Книга в научно-популярном жанре. Для автора библия – совокупность сказок).
  5. Библия в духовной жизни, истории и культуре России и православного славянского мира. К 500-летию Геннадиевской Библии: Сборник материалов международной конференции (Москва, 21-26 сентября 1999 г.). Приложение к журналу «Страницы». М.: ББИ, 2001.