Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 36

5.  Обличение богатых и утешение бедных и страдающих (5 гл.).

VI. Воззрения Иакова на проблему иудео-христианства в свете фактических данных Нового Завета, апокрифических произведений и его Соборного послания.

Апостол Иаков, будучи главой иудео-христианской ветви в ранней Церкви, естественно, не мог оставаться в стороне от тех трений по поводу отношения к ветхозаветной обрядности, которые имели место в среде первых христиан.

Позиция Иакова по этому вопросу нам известна:

● Она мягка по отношению к христианам из язычников. Так на Апостольском соборе он высказался за то, чтобы не обременять христиан из язычников соблюдением ветхозаветных норм (Деян. 15:13, 21).

● В тоже время, в последующем споре о том, следует ли и христианам из иудеев продолжать соблюдать эти нормы, Иаков выступал за соблюдение закона. Так, Иаков советует Павлу совершить очищение, но не на основании глубокого личного убеждения, а чтобы избежать недовольства среди евреев, ставших христианами (Деян. 21:18).

● Имеются в Священном Писании и свидетельства о, казалось бы, принципиально ригористичной законнической позиции Иакова. Павел упоминает об «обрезанных, пришедших от Иакова», которых остерегались Пётр и Варнава (Гал. 2:11-13). Впрочем, возможно, что позиция этих ригористов была гораздо жёстче, чем у их епископа.

Исходя из этого, во II в. и в последующие века различные иудаистические секты в христианстве, эвиониты ссылались в своих заблуждениях на учение Иакова. Общими признаками упомянутых сект были: а) верность закону и б) возвышение Иакова и принижение Павла.

Имеется масса апокрифической литературы, родившейся в иудео-христианской среде. Здесь личность Иакова просто неузнаваема из-за своей легендарности:

+ В Климентанах апостол Пётр оказывается в подчинённом положении к Иакову, называя его владыкой Церкви.

+ В Евангелии евреев описывается, что Иаков присутствовал на Тайной Вечере. Воскресший Иисус явился сперва Иакову, а затем Петру и двенадцати.

+ В Евангелии Фомы есть такие слова: «Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдёте к Иакову Справедливому, из-за которого возникли небо и земля» (логия 13).

На этом фоне уничижается личность Павла:

+ В Климентинах он отождествляется с Симоном Волхвом.

+ В апокрифическом послании апостола Петра ??? (2:3) отрицается, что Павлу явился Воскресший Христос. Вообще, Пётр называет его своим врагом.

Следует отметить, что в качестве непримиримого иудействующего ригориста рассматривали Иакова некоторые западные исследователи. Например, Фаррар видел в Иакове непримиримого иудео-христианина, состоявшего в антагонизме с апостолом Павлом.

Естественно, позиция Иакова не могла быть абсолютно свободной от воззрений его иудео-христианской паствы. Но вряд ли Иаков был столь фанатичным в приверженности еврейским ритуальным требованиям. По-крайней мере, канонические тексты свидетельствуют о конструктивной позиции известного персонажа.

VII. Иаков об оправдании «делами веры».

Одна из важнейших тем Соборного послания Иакова задаётся рассуждениями автора о «делах веры». Терема, которую доказывает Иаков, сводится к утверждению: «Человек оправдывается не верою, но делами веры».

Внимательный читатель может усмотреть заочный спор между апостолами Иаковом и Павлом:

Павел

Иаков

Павел писал: «Мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28).

Иаков, как бы в ответ: «Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?... Человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак. 2:20…24).

Аргумент Павла: «Един () Бог», который оправдывает соблюдающих закон и не соблюдающих (Рим. 3:30).

«Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19).

Аргумент Павла: «Авраам поверил Господу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4).

Иаков – о том же ветхозаветном персонаже: «Не делами ли оправдался Авраам» (Иак. 2:21).