Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 61

Против чего же восстаёт Павел? Он отвергает некий третий тип благовестия. Таковой тип благовестия о Христе Павел называет  «иным благовестием, которое, впрочем, не иное» (1:6-9), т.е. не является благовестием вовсе. В чём его суть? Сторонники его настаивали на необходимости соблюдения закона, прежде всего обрезания, и для язычников. Павел не приемлет соответствующей проповеди и достаточно резко высказывается о таковых проповедниках. Они – «вкравшиеся лжебратия» (2:4). «Им следовало бы оскопить (т.е. кастрировать) самих себя (ἀποκόψονται)» (5:12). Не менее резко в адрес этих иудействующих «благовестников» Павел будет высказываться в Послании к Коринфянам, называя их, в том числе, «служителями сатаны» (1 Кор. 11:4, 13-15).

Итак, Павел не отвергает вовсе самой практики обрезания, но восстаёт против универсализации обрезания и иных иудео-христианских принципов, против придания им императивной силы. Ясно, что эта тема более основательно раскрыта Павлом в послании к Римлянам.

● Павел о соборной санкции своего антизаконнического благовествования.

Как видно, Павел представляет проповедуемое им отношение к закону Моисееву не как лишь своё собственное мнение, но как позицию, подтверждённую на Апостольском соборе. Откуда это видно? По-видимому, фрагмент Гал. 2:1-10 есть повествование именно об Апостольском соборе. Отождествление Гал. 2:1-10 и Деян. 15 – «традиционная точка зрения».[115] Оба повествования, действительно схожи по сюжету: в обоих фрагментах персонажами являются Павел и Варнава; в обоих случаях их иерусалимская проповедь встречает сильное сопротивление.

Павел, говоря об итогах соборных совещаний, напоминает здесь о двух решениях: не навязывать христианам из язычников иудейских ритуальных предписаний, и «помнить нищих» (Гал. 2:10). Что значит эта «память о нищих»?:

+ Но возможно «память о нищих» – это собирательное указание на этику Моисеева закона. Соответственно, под этим предписаниям следует понимать призыв к исполнению этических предписаний.

+ Традиционно считают, что речь идёт об обращённом к Павлу призыве помогать из средств более богатых церквей, образовавшихся из язычников, нуждающимся членам иерусалимской церкви.[116]

Итак, иудейский закон и именно в объёме ритуальных предписаний не имеет императивной силы применительно к христианам из язычников. Такова санкция Апостольского собора, на которую ссылается св. Павел.

● Аргументы, ограничивающие полномочия закона:

Итак, Апостольский собор санкционировал пределы Моисеева закона для христиан из язычников. Но, это – санкция, а каковы же богословские аргументы Павла?:

1) Весьма интересны слова Павла: «Законом я умер для закона» (Гал. 2:19). Возможны два понимания:

+ Новым законом для христиан является Христос. Соответственно, читаем так: «Во Христе я умер для закона».

+ Впрочем, возможно, Павел имеет в виду то обстоятельство, что рамках самого закона имеется предписание о временных и идейных пределах предписаний Моисея. Соответственно, читаем: «На основании самих предписаний закона, пришло время отмены закона». И действительно, такое прочтение вполне вписывается в рамки фарисейской концепции «последних времён». Фарисеи учили: когда придет Миссия, закон Моисеев будет отменён. Соответственно, именно законопуслушный фарисей, уверовав во Христа как в Мессию, должен был бы стать последовательным борцом за отмену закона. Так, приняв Христа, и Павел действовал на основании и по принципу законнических предписаний об отмене закона.

2 ) В качестве главного анти-законнического аргумента в Послании к Галатам звучат слова: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). Эти слова актуальны не только в рамках полемического контекста апостольского века. Эти слова затрагивают универсальную проблему, связанную с высокой оценкой религиозным человеком своей собственной роли в деле спасения. Что такое спасение? Это дар Божий или плод молитвенных и постнических усилий? Если христианин в один воскресный день подходит к чаше, ибо подготовился «достойно», а в другой воскресный день считает себя «недостойным», то есть опасность того, что христианин ставит первоочередным условием спасения собственные дела. Значит «Христос напрасно умер». Конечно, подготовка необходима, но опасно думать, что причиной милости Божией ко мне, как и причиной спасения, являются мои труды.