+ «О, если бы удалены были (а в греческом оригинале - ἀποκόψονται - кастирированы) возмущающие вас» (Галл. 5:12).
● Это послание является наиболее бескомпромиссным и резким в выражениях:
+ В первых строках апостол возглашает проклятия: «Да будет анафенма» (Галл. 1:8). Но и этого мало, тут же Павел усугубляет сказанное: «…ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9).
+ Не обинуясь и не выбирая мягких дипломатичных выражений, Павел называет себя «разрушителем закона» (Гал. 2:18).
● Поскольку некоторые галатийские христиане подвергали сомнению авторитет проповеди апостола Павла, то последнему, собственно и приходится оправдываться:
«Павел апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мёртвых» (Галл 1:1).
Соответственно, в Послании к Галатам имеется автобиографический элемент:
+ Павел описывает (в 1 и 2 главах) обстоятельства и сам сюжет своего обращения ко Христу.
+ Он свидетельствует о фактах своей встречи с иными апостолами:
«…Ходил я в Иерусалим, видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого го же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А том, что пишу вам, пред Богом, не лгу» (Галл. 1:18-20).
«…Узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые слолпами, подали мне и Варнаве руку общения…» (Галл. 2:9).
Как видно, перед фактом упомянутого недоверия, которое появилось у галатов по отношению к проповеди Павла, Павел вынужден заручаться поддержкой иных апостолов, более авторитетных в глазах галатийских смутьянов.
● Наконец, перед лицом галатов Павел вынужден как-то оправдывать факты своего разногласия с авторитетными перво-апостолами. На этом фоне Павел вскрывает ошибки и осуждает нетвёрдость апостола Петра:
«Когда Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему; потому что он подвергся нареканию, ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обреазнных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием…» (Галл. 2:11-13 и далее).
Надо сказать, что упомянутые полемичность, бескомпромиссность, резкость в выражениях, не умаляют логической последовательности в рассуждениях взволнованного Павла.
3. Основные темы Послания.
Основанные темы послания определяются, опять же, полемикой с иудео-христианскими императивами. В этом именно контексте Павел рассуждает о следующих вопросах:
+ о своих апостольских полномочиях;
+ о значении и функции Закона Моисеева;
+ о христианской свободе.
Эти темы – основные. Апостол намечает и иные проблемы, которые не раскрываются с должной основательностью. Павел предлагает читателю лишь эскизные наброски.
Значение и предел Закона Моисеева.
Итак, Павел уже в первых строках называет себя «разрушителем» закона Моисеева. И этим он, по сути, отвергает всякий поиск компромисса и диалога с иудео-христианами. Впрочем, логика его дальнейших рассуждений вполне диалогична.
● Павел не против иудео-христианства, но против универсализации иудео-христианских принципов.
С одной стороны, апостол не отвергает иудео-христианского пути некоторых общин, трепетно относящихся к Закону Моисея. Из слов Павла видно его согласие с наличием разных пониманий и разных практик в рамках единого христианского сообщества:
а) Есть общины, в которых закон Моисея преодолён весьма радикально. б) Но есть общины, придерживающиеся соблюдения некоторых предписаний Моисеева Закона; для таковых проповедуют апостолы, например, Пётр.
Примечательно, что два понимания сосуществуют, и Павел не считает нужным отменять иное понимание: «…мне вверено благовествование для необрезанных, как Петру для обрезанных» (2:7). Различая два характера благовестия, Павел, в то же время, не считает существенными отличия и расхождения между ними (Собственно об этом и свидетельствует Павел во второй главе Послания к галатам – Галл. 2:2, 6-9).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.