5. Сорокин А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). М., 2006.
6. Скотт Д. Послание к Римлянам. СПб., 1999.
Вопросы:
1. Обстоятельства написания.
2. План повествования.
3. Оправдание верою или немощь, выявляющая милость Божию (1-9 глл.).
4. Мысли Павла о Божественном функционализме.
5. Ученее Рим. о чистоте материального мира.
6. Наставление о молитве Послания к римлянам.
I. Обстоятельства написания Послания к римлянам.
Основная информация об обстоятельствах и поводе написания Послания к римлянам, отражены самим Павлом в 15-ой главе. Послание в Рим было написано в конце его третьего миссионерского путешествия (Рим. 15:18-23, сравни с 1Кор. 16:1-3; 2Кор. 8:1-4). Находясь в Коринфе, в доме Гая (Гая Павел называет «своим странноприимцем» – Рим. 16:23), Павел надиктовал это послание Тертию (Рим. 16:22). Доставлено же это послание в Рим было Фивой, диакониссой церкви Кенхрейской (Рим. 16:1).
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Послание адресовано не римской церкви, но «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим» (Рим. 1:7). Исходя из такого обращения, некоторые исследователи полагают, что «римские христиане ещё не были объединены в единую и цельную структуру».[92]
Первейшая особенность данного Павлова послания состоит в том, что апостол его адресовал общине, в которой ни разу не был. До этого Павел не позволял себе обращаться с поучениями к общинам, которые не основал он сам. Он вполне осознавал трудности, которые с этим были связаны; поэтому он писал римлянам:
«…Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христова, дабы не созидать на чужом основании…» (Рим. 15:20).
Итак, сам факт этой оговорки свидетельствует о том, что Павел, адресуя поучения незнакомой общине, опасался быть неправильно понятым. Кстати, именно это чувство являлось препятствием для посещения Рима в прежних миссионерских путешествиях:
«Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам» (Рим. 15:22).
Впрочем, Павел ссылается и на некоторые вполне объективные препятствия, не позволившие ему посетить Рим:
«Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, - но встречал препятствия даже доныне…» (Рим. 1:13).
В перспективе Павел обещает посетить Рим и насладиться общением с тамошними христианами, совершая путь в Испанию:
«…Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда…» (Рим. 15:24).
Цель своего планируемого посещения Павел формулирует так:
а) преподать некий духовный дар (Рим. 1:11);
б) или, более скромно: «…утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:12).
В строках Послания Павел выразил свою обеспокоенность, волновавшую его в те времена. Павел переживал – будут ли пожертвования, собираемые им для Иерусалимской Церкви, благосклонно приняты:
«Умоляю вас, братия,…подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,… чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым…» (Рим. 15:31).
II. План повествования.
1. Вступление (1:1-15).
2. Далее в Послании к Римлянам различаются две основные части: вероучительная (глл. 1:15-11:)…
3. …и практическая (глл. 12:1-15:13). Здесь Павел призывает к добродетельной жизни (повиновение властям, взаимная любовь и многое другое).
4. Рассуждения Павла о своём служении и о своих дальнейших планах (15:15-33).
5. Список приветствий и личных посланий (16 гл.).
III. Апостол Павел об оправдании верою (или о немощи, выявляющей милость Божию (1-9 глл.).
Ключевыми понятиями, которыми оперирует Павел в первых главах Послания к римлянам, являются «дела закона» и «вера». Павел выводит, что человек оправдывается перед Богом исключительно верою, а не делами закона. Тот, кто надеется на «дела закона», как на ключ ко спасению, будет посрамлён:
1) Под тщетными «делами закона» следует понимать, во-первых, обрядовые предписания. Например, обрезание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.