Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 48

5.  Сорокин А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). М., 2006.

6.  Скотт Д. Послание к Римлянам. СПб., 1999.

Вопросы:

1.  Обстоятельства написания.

2.  План повествования.

3.  Оправдание верою или немощь, выявляющая милость Божию (1-9 глл.).

4.  Мысли Павла о Божественном функционализме.

5.  Ученее Рим. о чистоте материального мира.

6.  Наставление о молитве Послания к римлянам.

I. Обстоятельства написания Послания к римлянам.

Основная информация об обстоятельствах и поводе написания Послания к римлянам, отражены самим Павлом в 15-ой главе. Послание в Рим было написано в конце его третьего миссионерского путешествия (Рим. 15:18-23, сравни с 1Кор. 16:1-3; 2Кор. 8:1-4). Находясь в Коринфе, в доме Гая (Гая Павел называет «своим странноприимцем» – Рим. 16:23), Павел надиктовал это послание Тертию (Рим. 16:22). Доставлено же это послание в Рим было Фивой, диакониссой церкви Кенхрейской (Рим. 16:1).

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Послание адресовано не римской церкви, но «всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим» (Рим. 1:7). Исходя из такого обращения, некоторые исследователи полагают, что «римские христиане ещё не были объединены в единую и цельную структуру».[92]

Первейшая особенность данного Павлова послания состоит в том, что апостол его адресовал общине, в которой ни разу не был. До этого Павел не позволял себе обращаться с поучениями к общинам, которые не основал он сам. Он вполне осознавал трудности, которые с этим были связаны; поэтому он писал римлянам:

«…Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христова, дабы не созидать на чужом основании…» (Рим. 15:20).

Итак, сам факт этой оговорки свидетельствует о том, что Павел, адресуя поучения незнакомой общине, опасался быть неправильно понятым. Кстати, именно это чувство являлось препятствием для посещения Рима в прежних миссионерских путешествиях:

«Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам» (Рим. 15:22).

Впрочем, Павел ссылается и на некоторые вполне объективные препятствия, не позволившие ему посетить Рим:

«Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам, - но встречал препятствия даже доныне…» (Рим. 1:13).

В перспективе Павел обещает посетить Рим и насладиться общением с тамошними христианами, совершая путь в Испанию:

«…Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда…» (Рим. 15:24).

Цель своего планируемого посещения Павел формулирует так:

а) преподать некий духовный дар (Рим. 1:11);

б) или, более скромно: «…утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим. 1:12).

В строках Послания Павел выразил свою обеспокоенность, волновавшую его в те времена. Павел переживал – будут ли пожертвования, собираемые им для Иерусалимской Церкви, благосклонно приняты:

«Умоляю вас, братия,…подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,… чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым…» (Рим. 15:31).

II. План повествования.

1.  Вступление (1:1-15).

2.  Далее в Послании к Римлянам различаются две основные части: вероучительная (глл. 1:15-11:)…

3.  …и практическая (глл. 12:1-15:13). Здесь Павел призывает к добродетельной жизни (повиновение властям, взаимная любовь и многое другое).

4.  Рассуждения Павла о своём служении и о своих дальнейших планах (15:15-33).

5.  Список приветствий и личных посланий (16 гл.).

III. Апостол Павел об оправдании верою (или о немощи, выявляющей милость Божию (1-9 глл.).

Ключевыми понятиями, которыми оперирует Павел в первых главах Послания к римлянам, являются «дела закона» и «вера». Павел выводит, что человек оправдывается перед Богом исключительно верою, а не делами закона. Тот, кто надеется на «дела закона», как на ключ ко спасению, будет посрамлён:

1) Под тщетными «делами закона» следует понимать, во-первых, обрядовые предписания. Например, обрезание.