+ В Западной Церкви утвердилось предписание св. Григория I (Двоеслова). Этот римский предстоятель не возбранял женщинам входить в храм и причащаться в дни месячных и после родов.
Но параллельно присутствовало в Церкви и иное понимание, совершенно не учитывавшее широкую перспективу Павлова учения:
+ Так, Лаодикийский собор (ок. 364 г.) правилом 44 запретил женщинам входить в алтарь в виду особенностей их природы.[99]
+ Правилами св. Тимофея Александрийского (правило 6, 7) запрещалось участие в Таинствах при известных физиологических явлениях (после родов, месячных, супружеской близости).[100]
+ В последующие времена в Восточной Церкви этот запрет распространился вообще на посещение храма (Это видно из толкований Вальсамона и Зонары). Он утвердился в РПЦ, но его нет в Элладской, Сербской и иных Поместных Церквях.
Всё это позволяет говорить о двух тенденциях как в истории Церкви, так и в современной практике Вселенской Церкви. По-видимому, местами и доныне сохраняющееся ригористичное отношение к телесной нечистоте следует рассматривать в качестве иудейского рудимента в Новозаветной Церкви, от которого приписывает освободиться апостол Павел.
Впрочем, апостол же Павел констатировал тот факт, что некоторые христиане в принципе не способны воспринять эту истину. Им не следует ломать себя. Наперекор совести не должно делать ничего, даже если совесть заблуждается.[101]
«Всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (14:20).
Наконец, сомневающихся не следует ломать и, даже, искушать собственным совершенным пониманием:
«Если за пищу огорчается брат твой, то уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе» (14:15-16).
VI. Наставление о молитве Послания к римлянам.
Воззрения Павла на молитву весьма рельефно выявляются в следующем лаконичном наставлении римлянам:
«…мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными» (Рим. 8:26).
Здесь апостол Павел, в общем-то, предостерегает от молитв-прошений о житейских нуждах. Причём, предостерегает на следующих основаниях:
А) Нам не следует конкретизировать адресованные к Богу прошения и потому, что мы неразумны и не знаем спасительных устроений Бога. Св. Феофан Затворник уточняет, что Павел до соответствующих мыслей мог дойти, на основании примеров собственных тщетных молитв:[102]
+ Так, Павел просил Бога о том, чтобы видеться ему с Римлянами, однако это исполнилось не вдруг по его прошению.
+ Павел просил Бога избавить его от «жала в плоть» и вовсе не получил просимого.
Подкрепляя нашу уверенность в закономерности опыта Павла, Феофан Затворник приводит примеры ветхозаветных праведников, которые тоже не получили просимого: «Моисей, просивший видеть Палестину, Иеремия, молившийся за иудеев, Авраам, ходатайствовавший за Содомлян».[103]
Б) Наконец, нам не следует конкретизировать наши прошения потому, что Дух Божий, живущий в нас, Сам знает необходимое. Блж. Феофилакт Болгарский, толкующий соответствующее место у Павла, уточняет: если христианам соприсутствует благодать Божия, то им нет нужды просить. Достаточно одного лишь воздыхания.[104]
ММ: По-видимому, в молитве следует различать сердечный настрой, то есть довербальную молитву. Именно эту реалию Павел и называет «воздыханием». Воздыхание же оформившееся в слова и называются «молитвой». От этого и удерживает Павел.
По-видимому, вербальная молитва-прошения нужна для нашей собственной психики.
Итак, христианам нет необходимости конкретизировать свои прошения и, вообще, просить. Ограничимся утробными воздыханиями.
* * *
В чём же ключевая интуиция этого Послания? К какой словесной формуле можно было бы свести все рассуждения апостола, писавшего в Рим? Евангелие – это не новый закон, но сила ко спасению.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла:
обстоятельства написания, план повествования.
Основные темы Послания:
§ «слово о Кресте»,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.