Каков смысл в этой публичности? Сам факт её существования свидетельствует о том, что грех воспринимался не как личная беда, но как пятно на всю общину. Вся община переживала грех согрешившего человека как свой грех. Частная исповедь и, как следствие, «тайна исповеди» появились позднее, когда общины христиан стали велики. Члены общин уже не чувствовали прежней близости взаимной любви.
IX. Эсхатология Иакова.
В Послании вполне отразилось напряжённое ожидание перво-христианами Второго Пришествия. Иаков твёрдо убеждён, что вот-вот видимым, ощутимым образом история завершится: «Пришествие Господне приближается» (5:8), «Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).
Конечно, напряжённое ожидание конца, настойчиво внедряемое Иаковом в умы современников, ассоциируется не только со Вторым пришествием, но так же с ограниченностью и непредсказуемой зыбкостью самой человеческой жизни, готовой вот-вот оборваться. С образностью, достойной поэта, Иаков вопрошает: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14).
Другой образ, метафора жизни – трава, быстро иссушаемая зноем. Вместе с солнцем «настаёт зной, и зноем иссушает траву, цвет её опадает, исчезает красота вида её» (1:11).
Являя соответствующее эсхатологическое изменение сознания, Иаков корректирует и фразеологию своих современников. Вместо того, чтобы говорить: «сегодня или завтра сделаем то-то и то-то», следует говорить: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» (4:15).
Итак, Иаков настаивает на том, чтобы христиане прониклись зыбкостью настоящего мира и ощутили реальность конца. Я бы даже сказал, что соответствующее чувство, соответствующая память смертная является в этике Иакова фундаментом всех добродетелей.
В каких терминах, образах описывает Иаков посмертную участь?
Для грешников:
+ это – «день заклания» (5:5).
Праведники же по Иакову:
+ «получат венец жизни» (Иак. 1:12),
+ спасут душу от смерти (Иак. 5:20),
+ наследуют Царствие Божие (Иак. 2:5).
X. Социально-этический элемент Послания.
С эсхатологией связан и тот социальный контекст, который существенен в послании Иакова. В обличении и устрашении «богатых» первейшей мыслию является близкий конец истории. «Вы собрали себе сокровище на последние дни…» (5:3), – пишет апостол, и далее, – «…как бы на день заклания» (5:5).
Сетует Иаков на то, что социальный статус человека как-то влияет на отношение к этому человеку христиан и, даже, на положение этого человека в общине:
«если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там… то не пересуживаете ли вы в себе…?» (2:2-3).
Этот грех Иаков называет «лицеприятием» (2:9) и видит в нём явное нарушение «закона царского» - «возлюби ближнего своего как самого себя» (2:8; ср. Лев. 19:18).
Впрочем, мы не может сказать, сколь исторична эта укоризна, и имели ли подобные факты место в общине уже времён Иакова. Важно другое. А именно то обстоятельство, что подобное положение вещей имело место и имеет в последующих христианских сообществах. Но от этого надо предостерегаться.
Как спастись?
Первое соборное послание апостола Петра:
авторство, обстоятельства написания, план и особенности повествования.
Основные идеи повествования: природа и значение страданий, «царственное священство», крещение как просьба,
сошествие Христа во ад.
Вопросы:
1. Авторство и личность автора.
2. Место написания.
3. Время написания.
4. Адресат
5. План повествования.
6. Характерные особенности Первого Соборного послания Петра.
а) Простота и конкретность учения Петра.
б) Значительное место Ветхозаветных образов, цитат и словесных формул.
7. Ключевые темы 1 Петра.
а) Природа и значение страданий.
б) «Царственное священство».
в) Крещение как просьба?
г) Сошествие Христа во ад.
I. Авторство и личность автора.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.