● В научных журналах МДА, СПбДА, КДА, КазДА появилось множество критических отзывов о новом переводе, с весьма конкретными замечаниями и предложениями. Большую подборку критических замечаний составил проф. Н.Н. Глубоковский; она была использована обер-прокурором К.П. Победоносцевым при публикации его версии русского перевода Нового Завета в 1901 г.
● Не только из церковной среды, но и с научного фланга стали приходить ходатайства о совершенствовании синодального перевода. Так, в 1910 г. в Священный Синод с подобными просьбами обратились учёные лингвисты, участники Съезда русских филологов-славистов, Всероссийского археологического и агиографического съезда, проходившего в Новгороде.
● Несколько позже, в 1915 г., была учреждена «Библейская комиссия» при ПДА, которая, несмотря на сложности военных лет и революцию, просуществовала до 1929 г. (с 1918 по 1929 г. - при отделе русского языка и словесности Академии наук).[47] В связи с работой этой комиссии следует упомянуть имена таких специалистов, как А.В.Михайлов, Г. Воскресенский. Председателем Библейской комиссии был профессор ПДА, виднейший библеист Иван Евсеевич Евсеев (1868-1921).[48]
● Благодаря инициативе именно этой комиссии и, именно, И.Е.Евсееву вопрос о совершенствовании библейских переводов был поставлен на Поместном соборе РПЦ 1917-1918 гг. Изначально члены собора не предполагали создание отдела для обсуждения проблем Библии. Но на второй сессии такой отдел был создан и проблема поставлена. Члены отдела, конечно, не занимались конкретными проблемами перевода, но разрабатывали меры для обеспечения условий совершенствования переводов на славянский и русский языки. Планам этим не суждено было воплотиться.
Отмечу, что проблема церковнославянского языка обсуждалась и в отделе «Богослужение. Проповедничество. Церковное искусство». Этот отдел возглавлял митрополит Евлогий (Георгиевский). Вопрос о переводе богослужения на современные языки был отклонён. Владыка Евлогий как раз таки и отмечает казусность звучания возвышенных богослужебных текстов на языках современных. Например: «Радуйся Невесто Неневестная» - «Грегочи, Дивка Непросватана».[49]
* * *
К сожалению, множество наработок, осуществлённых на рубеже XIX-XX вв. лингвистами и богословами, остался не учтённым. И плоды многих трудов так и остались по ту сторону октябрьского переворота.
6. Современные библейские переводы на русский язык.
Синодальный перевод до сих пор сохраняет за собой первейшее и авторитетное место среди русских переводов Библии. Им пользуются не только православные христиане, но абсолютное большинство протестантских деноминаций в России. Более того, доныне на горизонте не появилось ни одного перевода, который в перспективе мог бы вытеснить Синодальную Библию. Сделанный в первой половине XIX в., отредактированный во второй половине, он доныне занимает первое место среди новых переводов.
● Библия РБО 1952 г. Существующее в США РБО издало 1952 г. новый вариант Библии на русском языке. В основе своей это – текст Синодального перевода; в то же время были внесены значительные изменения, учитывающие современные протестантские критические издания. Были опущены некоторые места, отсутствующие в западных вариантах Библии (В западных вариантах эти места отсутствовали по той причине, что, начиная уже с Вульгаты, имелась ориентация на еврейские тексты и ослабление влияния Септуагинты. В восточной же традиции Септуагинта господствовала безраздельно). В результате «пострадали», в том числе, мессианские места.
В издании этой Библии было весьма лукаво означено: «с издания по благословению Святейшего синода». Ясно, что к благословению Синода это издание не имело отношения. Поэтому Московская Патриархия выразила своё отрицательное отношение к изданию.
● Евангелие от Матфея ББО 1953 г. В 1953 г. Британское библейское общество по благословению Вселенского Патриарха Афинагора издало русский перевод Евангелия от Матфея. В основу перевода был положен текст критического издания Нестле.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.