Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 53

Известия о всех этих недоумённых случаях Павел получил информацию от живых свидетелей (1Кор. 1:11) и из писем (1Кор. 7:1).

Текст Послания, направленного в Коринф, заканчивается своеобразным указанием «Моё, Павлово, приветствие собственноручно» (1Кор. 16:21). Подобным же указанием завершается и текст Павлова послания в Колоссы: «Приветствие моею рукою, Павловою» (Кол. 4:18). Как это понимать? Речь идёт, конечно, не о символичном рукопожатии или приветственном махании рукою. Здесь Павел констатирует то, что он лично сделал соответствующую приписку своею рукою. Действительно, в античном мире авторы писем пользовались услугами профессиональных писарей. Не исключение и апостол Павел. А в Послании к Римлянам он даже называет имя писца, которому надиктовал послание: «Приветствую вас в Господе и я, и Тертий, писавший сие послание» (Рим. 16:22).

2. План повествования.

1. Приветствие (1:1-3).

2. Проэмий, т.е. благодарение Богу (1:4-9).

3. Обличительная часть Послания (1:10-6:20). Она содержит осуждения бесчинств:

+ разделений (1:10-4:21);

+ кровосмешений и блуда (5:1-13; 6:12-20);

+ обращение в языческие суды; апостол выступает против того, что верующие судятся у неверных (6:1-11).

4. Ответ на вопрос о браке и девстве (7 гл.). Так, в 7 гл. апостол переходит от укоров блудников к возвышенным размышлениям о браке и девстве.

5. Ответ на вопрос об идоложертвенных яствах (8:1-11:1);

6. Наставления о церковном собрании (11:2-14:40, здесь – о поведении женщин, о Евхаристии, о духовных дарах, в том числе о даре языков).

7. Убеждения в воскресении мёртвых (15 гл.).

8. Эпилог (16 гл.).

О некоторых из этих и иных тем, поднимаемых апостолом Павлом в Первом послании к Коринфянам, разговор далее.

3. «Слово о Кресте».

Одним из центральных богословских рассуждений автора Первого послания является так называемое «Слово о Кресте» (1Кор. 1:18-24). Этот отрывок является апостольским зачалом для чтения в Праздник Крестовоздвижения (1Кор. 1:18-24) и в Великий Пяток (1Кор. 1:18-2:2):

«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия…».

Апостол Павел в данном пассаже предлагает осмысление не только Крестной Жертвы Христа, но самого отношения Бога к миру. Как сформулировал прот. Александр Сорокин: «[Здесь] само понятие Крест не столько имеет в виду орудие казни…, сколько… символ-обозначение Божиего поведения по отношению к миру,  к человеку, символ Божиего пути на земле».[107]

Добровольное уничижение Богочеловека, то есть немощь, до которой истощил Себя Христос, является непреложным критерием Истины Христовой. Сам образ Явления Бога во Христе оказался не соответствующим религиозным чаяниям человечества. Апостол Павел выявляет две реакции на Крест Христов, или две формы отношения человека к Богу:

«Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев – соблазн, а для эллинов - безумие» (1Кор. 1:22-23).

+ В образе иудеев представляется собирательный образ религиозности, основанной на таком внешнем критерии истины, как благополучие. Носитель таковой интуиции ждёт от Бога помощи на пути к земному счастью (здоровье, достаток, сокрушение внешних врагов). В контексте таковых чаяний Учение и Путь Мессии представляются как несуразность (соблазн). Ведь Христос, не обещая процветания, Сам оказывается в нужде и осмеянии. Не обещая успеха своим последователям, Он и Сам умирает на Кресте как неудачник.

+ Образ же эллинов – это собирательный образ абстрактно-интеллектуального подхода к вере. Носитель такового религиозного чувства критерием истины считает отточенную логику и поставленную речь. Вместо этого Богочеловек Высшую Истину являет в чём? …Не в красноречии, но в предсмертном Своём хрипе.

Собственно, рассуждения Павла о Кресте имеют императивный характер, т.е. предполагают уяснение того, что значит Крест в нашей жизни.

+ Во-первых, последователи Христа не могут оставаться в стороне от примера Христа. Самоотречение Христа – пример для Его последователей. «Крест Христов есть парадигма поведения христиан в Церкви».[108]