Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 66

+ Оказывается, что Иисус превыше  всяких Ангелов. Первая глава изобилует свидетельствами этого.

Образ Моисея.

Хотя Иисус в Своём величии превосходит и древних праведников, и древних пророков, и ангелов, тем не менее, хоть что то в образах этих персонажей ветхозаветной эпохи указывает на Христа. Более того, через образы Ветхозаветных праведников автору Послания удалось воссоздать образ Христа в основных его чертах.

В своё время мы уяснили, сколь значимое место в Евангелии от Матфея, а значит и в учении иудео-христианских общин занимал образ Моисея. Через призму этого образа осмысливалась вообще миссия Богочеловека. Весьма важное место образ Моисея занимает и в учении Послания к Евреям.[125]

Какие же составляющие образа Христа оказываются прообразованными в образе Моисея?: Этому вопросу посвящён целый ряд исследований современных библеистов. Например, см.: Прокопчук А., иерей. Богословие послания к Евреям // Богословский сборник. 2001. № 8. С…; 2002. № 9. С. 73-91.

Образ Мелхиседека.

Из множества прообразов Христа, усматриваемых автором Послания к Евреям, ключевым является образ Мелхиседека. О Мелхиседеке см.: Быт. 14:16-20.

Является ли Павел здесь новатором? В целом древняя традиция характеризуется «отсутствием особого интереса к образу Мелхиседека».[126] В книгах Ветхозаветной эпохи обретается, по сути, единственная интересная параллель:

а) В своё время псалмопевец возглашал о Мессии, прообразованном в Мелхиседеке: «Ты священник [во век] по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). И автор рассматриваемого Послания ссылается именно на эту псаломскую традицию:.

б) Интерес к образу Мелхиседека возрастает в межзаветную эпоху. В кумранской общине к образу Мелхиседека не только обращаются эпизодично. Но имелся мидраш, посвященный Мелхиседеку. Речь – о свитке, называемом «Небесный царь Мелхиседек» (11QMelch).

Т.о., Павел, в соответствующей своей интерпретации отнюдь не является новатором, но, по-видимому, следует вполне известной в те времена экзегетической традиции. Апостол Павел намечает в образе Мелхиседека целый ряд черт (Евр. 5:6; 7:1-3), которые прообразуют, предоткрывают личность Спасителя:

+ Павел не проходит мимо указания на отсутствие у Мелхиседека рода, племени, и в этом смысле говорит о его безначальности.

+ Бытописатель назвал Мелхиседека царём правды и царём мира. И в этом тоже усматривается указание на всемирное господство Мессии.

+ Благословение Мелхиседеком Авраама и принятие от Авраама десятины указывает на несомненное превосходство Мелхиседека над Авраамом. Апостол Павел усматривает в этом указание на превосходство Первосвященника Христа над ветхозаветным Ароновым священством. Из чего это видно? Это видно из того, что Авраам – праотец Аарона, и когда Христос благословлял Авраама, он благословлял первосвященника Ааранона, потенциально находившегося в чреслах Авраама.

Первосвященство Христа (или Христос и ветхозаветная храмовая традиция).

Вообще, тема Первосвященства Христа – ключевая тема Послания к Евреям, и эта идея развивается в 5-10 главах Послания. Здесь даётся оценка всей храмовой традиции Ветхого Израиля, с её обрядами, иерархией, священными предметами, местами, календарём (смысл субботствования).

Оказывается, обряд жертвоприношения не имел ничего общего с настоящим решением проблемы, то есть с очищением греха (9:9; 7:11, 19; 10:1; 10:4). Посредством таковых немощных (Евр. 7:18) обрядов «можно было добиться лишь внешней церемониальной чистоты»[127] (Евр. 9:3), но не устранения греха (Евр. 10:11). Обряд, в лучшем случае, лишь напоминал о собственной греховности жертвователей (Евр. 10:2-3).

В чём же особенность того Первосвященства, которое совершил Христос?:

+ Христос – совершенный, то есть «непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26) Первосвященник, не имеющий нужды приносить жертву за свой грех (Евр. 7:27).

+ Священники по чину Аарона – люди смертные, а Христос – Первосвященник, «пребывающий вечно». В силу Его «священства непреходящего» и Жертва Его распространяется на все времена (Евр. 7:23-25).