Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 40

+ Другой аргумент: Держащийся подобной точки зрения Б. Вейс в качестве аргумента приводит факт частых ссылок на Септуагинту, которая была слабо известна христианам из язычников.[73]

+ В древности этого мнения об адресате держались Ориген, Евсевий Кессарийский (Церк.ист.3.4), Епифаний Кипрский (Против ересей 27,6), Блж. Иероним (О знаменитых мужах, гл. 1), Икумений, блж. Феофилакт.

-- Самым сильным аргументом против теории еврейских читателей является то, что писатель напоминает этим читателям об их прежней «суетной жизни» (1:18), напоминает им, что они были «некогда не народ», а ныне призваны «из тьмы» (2:9-10). Вряд ли такие слова могли быть обращены к прежним иудеям.

б) Полагают, что послание обращено к христианам вообще, которые в среде языческой цивилизации считали себя чужестранцами.[74]

V. План повествования.

1)  1:1-12 – О природе спасения.

2)  1:13-2:10 – О сообразовании жизни верующего с Искуплением, совершённым Христом. Каким образом, по Петру, жизнь верующего соотносится и определяется Искупительным Делом Христа? Жизнь приобретает вполне определённые по качеству черты:

+ Жизнь христианина радостна, ибо Христос воскрес, и мы возрождены воскресением Христа из мёртвых (1Петр.1:3-6).

+ Жизнь христианина преисполнена упования на благодать, ибо нам подана благодать (1:3).

+ Мы должны быть святы, по примеру призвавшего нас Святого (1:15-16).

+ Мы должны иметь страх, ибо высока цена, которой мы выкуплены, – Кровь Христа (1:17-19).

+ Мы должны любить друг друга, ибо возрождены от нетленного семени (1:22-23).

+ Нам надлежит быть священниками, а это возможно посредством Христа (2:4-5).

Но это – предписания общего характера, выявляющие качества. Далее, со 2-ой главы 11-го стиха Пётр даёт наставления относительно конкретных сфер человеческих взаимоотношений. Итак…

3)  … 2:11-3:12 – Практические вопросы христианской жизни (приложении учения к разным сторонам жизни):

+ Отношения христиан и неверующих (2:11-12).

+ Христиане и государство (2:13-16).

+ Христиане слуги и христиане господа (2:18-19).

+ Супружеская жизнь христиан (3:1-7).

Во всех сферах деятельности жизнь христианина должна быть «служением друг другу» к прославлению Бога (4:10-11).

4)  3:13-4:19 – О природе и значении страданий.

Эта тема пронизывает всё послание.

5)  5:1-11 – Увещание о христианской дисциплине.

6)  5:12-14 – Заключение.

VI. Характерные особенности Первого Соборного послания Петра.

1) Простота и конкретность учения Петра.

Повествование Петра отличается большой конкретностью и преобладанием образов над отвлечёнными рассуждениями.

Подобная особенность Послания Петра выявляется в сравнении с писаниями Иоанна и Павла. У Петра мы не встречаем ни такого возвышенно-метафизического созерцания, как у Иоанна, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов как у Павла.[75] Послания Иоанна – это собрание описаний мистических созерцаний; послания Павла – это логическое осмысление и систематизация. Послание же Петра – это свидетельства всего, что сотворил Иисус.

Вообще, Пётр осознанно проговаривает мысль о том, что достоинством истинного учения  является простота и непосредственность. Простота, по сути, выявляет истинность учения. Для примера, можно сравнить высказывания на этот счёт Петра и Павла:

Пётр: «Как новорождённые младенцы врзлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

Павел: «Я не мог говорить с вами братия, как с духовными, но как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах; потому что вы ещё плотские» (1Кор. 3: 1-3).

Итак, для Петра «словесное молоко» - это сама чистота, которая и нужна, которая и несёт спасение. Для Павла – это признак плотскости и несовершенства.

2) Значительное место Ветхозаветных образов, цитат и словесных формул.

Для Послания Петра характерно особо частое соотнесение Новозаветных реалий с Ветхим Заветом. Чаще других новозаветных писателей Пётр прямо цитирует Ветхий Завет. В Первом послании Петра на 105 стихов приходится 23 стиха ветхозаветных цитат.