Конспекты и методические указания к лекциям по дисциплине "Священное Писание Нового Завета" (Части 1-4. Исагогика Нового Завета. Экзегеза Апостольских посланий), страница 49

2) Во-вторых, «дела закона» - это и добрые дела, прежде всего, 10 заповедей Моисея. Даже они не могут послужить делу спасения потому, что их невозможно исполнить. Невозможность их исполнения и порождает осознание человеком своей низости, греховности, духовной нищеты: «Законом познаётся грех» (Рим. 3:20), а не собственная праведность.

Соответственно, не надеждой на собственную праведность, но надеждой на милость Божию, спасается человек. Чем яснее человеком осознаётся, ощущается собственная греховность, падшесть, тем больше он ценит дар Божественной милости:

«…наша неправда открывает правду Божию…» (Рим. 3:5).

«…верность Божия открывается моею неверностью к славе Божией» (Рим. 3:7).

Евангельской параллелью данным рассуждениям Павла следует считать беседу Христа с богатым юношей (Мф. 19:16-30; Мк. 10:17-31; Лк. 18:18-30). Юноша полагал, что сам он исполнил заповеди от юности. Но Христос, указав на глубину заповедей, дал юноше понять, что заповеди юношей не исполнены. Вывод всех присутствовавших при том разговоре был таков: «Кому же возможно войти в Царствие?» Ответ Христа: «Человекам это не возможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26).

Значит, не своими заслугами, но милостью Божией спасается человек:

«Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:16).

Вывод:

1) первый постулат Павла: закон не может быть исполнен.

2) Вторая мысль Павла: человеческая несостоятельность акцентирует милосердие Бога.

Следует сказать, что эта тема и эта логика является ключевой и в Послании Павла к Галатам.

IV. Мысли Павла о Божественном функционализме.

Итак, Павел акцентировал весьма неожиданную, но евангельски обоснованную функцию Моисеева закона. Цель всего Откровения одна – выявить, утвердить, доказать, что спасение принадлежит Божественному хотению, Божественной милости.

Доказывая это, Павел находит нечто подобное  в Ветхозаветной истории. По Павлу, ради высокой цели Бог не только выявляет слабость человека, но и ожесточает человека. Павел прямо цитирует Пятикнижие:

«…Писание говорит фараону: “для того Я поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле”. Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:17-18).

Павел вполне обоснованно мог бы сослаться и на иные ветхозаветные сюжеты, в которых Бог преднамеренно ожесточает язычников (ср.: Втор. 2:30; Ис.Нав. 11:20 и т.д.).

Наконец, и само ожесточение Израиля видится Павлу полезным и, даже, может быть, предопределённым:

«От их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них верность» (Рим. 11:11-12).

«…ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников» (Рим. 11:25).

«… они теперь непослушны для помилования вас…» (Рим. 11:31).

Павел озвучивает, казалось бы, закономерное возмущение человека по поводу таковой предопределённости некоторых персонажей к ожесточению: «За что же ещё [Бог] обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим. 9:19). И сам же Павел отвечает на этот вопрос: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною…» (Рим. 9:20-21).

мм: Итак, Божественный функционализм, усматриваемый Павлом в действии Божественного Промысла, оборачивается для маленького человека фатализмом. Маленький человек и целые народы предопределёны и обусловлены некими высшими планами Бога. Именно в этом М. Бубер видел расхождение Павлова учения с учением Христа: «Для Иисуса… всё дело было в отдельной человеческой душе и в каждой отдельной человеческой душе… На взгляд Иисуса, каждому заблуждающемуся предоставлялась возможность возвращения…».[93] В данных рассуждениях Павла М. Бубер не без основания усматривает параллели с крайним объективизмом философии Гегеля.[94]