Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 82

 Фрикционная клиноремённая передача включает в себя раздвижные ведущий и ведомый шкивы, соеди­ненныемежду собой клиновым ремнём. Натяжениеремня осуществляется пружиной, расположенной на ведомом шкиве. Передаточное число клиноременной передачи определяется отношением рабочих радиусов ведомого и ведущего шкивов, то есть

                                                

Изменение передаточного числа клиноремённой передачи производится путём изменения расстояния между дисками ведущего шкива с помощью регулировочного винта (вместо винта может быть установлен гидроцилиндр или какой-либо другой исполнительный механизм автоматического регулятора передачи, в результате чего передаточное число будет изменяться автоматически в зависимости, например, от нагрузки на ведомом валу). Увеличение расстояния между дисками приводит к тому, что клиновой ремень, огибая ведущий шкив, приближается к оси вращения вала, тем самым уменьшается рабочий радиус  ведущего шкива. Ослабление же клинового ремня при этом ликвидируется пружиной, которая сдвигает диски ведомого шкива и тем самым увеличивает его рабочий радиус. Передаточное число увеличивается. При уменьше­ния расстояния между ведущими дисками процесс происходит в обрат­ном порядке, и передаточное число соответственно уменьшается. Клиноремённая фрикционная передача, называемая ещё вариатором, широко применяется при создании различного рода испытательных стендов, используемых при техническом обслуживании и ремонте автотракторной техники, в комбайностроении, на различных мелких самодвижущихся машинах (например, снегоходах) и так далее. В последнее время такого рода передачи устанавливаются и на легковых машинах. Вместо клинового ремня используется  металлический гибкий элемент, состоящий из набора стальных пластинок определённой конфигурации, нанизанных на тонкие металлические ленты. Благодаря упругости лент такой элемент деформируется подобно клиновому ремню. В отличие от передачи с резиновым клиновым ремнём, в новой передаче усилие передаётся нажатием одной пластины на другую, те есть этот металлический гибкий элемент является не тянущим, а толкающим.

Фрикционная торовая передача состоит из двух шкивов - чашек, рабочая поверхность которых представляет собой по­верхность тора. Между чашек расположено несколько роликов. Торовые передачи могут быть выполнены с диаметральным расположением роли­ка, когда его плоскость проходит через центр кривизны чашек, и с хордальным, при котором плоскость ролика проходит по хорде, минуя центр кривизны. Оси роликов закреплены на траверсах, которые поз­воляет поворачивать ролики относительно центра кривизны чашек. Пе­редаточное число торовой передачи определяется, как и в клиноремённой, отношением рабочих радиусов (диаметров) ведомой и ведущей чашек.Изменение передаточного числа осуществляется изменением по­ложения осей роликов путём поворота траверс относительно центра кривизны чашек. Максимальное передаточное число торовых передач достигает 10. Передавать крутящий момент от ведущего вала к ведомому возможно только при условии сжатия роликов чашками. Для этой цели торовые  передачи снабжаются специальными устройствами.