Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 30

то есть угловая скорость ведомого вала для нового положения шарнира оказывается выше угловой скорости ведущего, причем с увели­чением угла между валами разница эта будет увеличиваться.

         При повороте ведущего вала ещё на 90° шарнир займет такое поло­жение, которое нами уже рассматривалось вначале. Еще раз повернем ведущий вал на 90°, шарнир тогда займет второе рассмотренное положение.

              Можно предположить, что для других промежуточных положений вилок карданного шарнира будет справедливо следующее выражение:

другими словами, за один оборот ведущего вала угловая скорость ведомого вала дважды бывает больше и дважды меньше угловой скорости ведущего.

Приведённые уравнения показывают, что при малых углах между валами (косинус малого угла близок к единице) угловая скорость ведомого незначительно от­личается от угловой скорости ведущего вала. При больших же углах (более 3...40) неравномерность вращения ведомого вала и его ускорение достигают значительной величины.

Как известно,    ,

где  крутящий момент, действующий на вал;

         момент инерции вала;

      угловое ускорение, которое получает вал под действием крутящего

                 момента.

Поскольку моменты инерции ведомых частей машины велики, при неравномерности вращения ведомого зала в трансмиссии возникают перегружающие ее динамические нагрузки. Поэтому один шарнир неравной угловой скорости применяется при углах между соединяемыми валамименее 3...40. При больших углах применяют карданную передачу, включающую в себя два шарнира неравной угловой скорости.

           Пусть ведущий и ведомый валы, связанные двумя шарнирами неравной угловой скорости, расположены так, что в плоскости доски расположены вилки, связанные с входным и выходным валами. Пользуясь найденными выше формулами, найдем, что угловая скорость промежуточного вала, расположенного между шарнирами, после первого шарнира будет равна