Трёхвальная коробка передач может быть выполнена в двух вариантах: с высшей передачей прямой и с высшей передачей ускоряющей (при включении ускоряющей передачи вторичный вал вращается быстрее первичного, а передаточное число коробки меньше единицы). При одном и том же диапазоне передаточных чисел коробка с ускоряющей передачей, рассчитанная на работу с двигателем большей мощности, может иметь ту же массу и габариты, что и коробка с высшей прямой передачей, но рассчитанная на двигатель меньшей мощности.
Использование для переключения передач кареток (подвижных в осевом направлении шестерен) позволяет сделать конструкция коробки наиболее простой и компактной. Однако при этом способе переключения передач трудно избежать ударов между зубьями соединяемых шестерен (поскольку диаметры шестерен различны, различны и линейные скорости эубьев шестерен, находящихся на одном валу). Для уменьшения ударов, величина которых определяется разностью линейных скоростей соединяемых шестерен и моментами инерции связанных с первичным валом коробки деталей коробки и сцепления, водители используют различные методы с целью уменьшения разности скоростей соединяемых шестерен. Несмотря на это, долговечность деталей коробки не отвечает современным требованиям, шестерни имеют значительный торцевой износ зубьев. По этой причине каретки используются сейчас в автомобильных коробках только для включения первой передачи и передачи заднего хода, а также в тракторных коробках, где переключение передач производят на остановленном тракторе, когда валы коробки не вращаются. Для уменьшения времени остановки первичного зала после выключения сцепления применяют специальные тормозки первичного вала, срабатывающие при выключении сцепления.
Применение зубчатых муфт для переключения передач позволяет несколько уменьшить удар, приходящийся на один зуб, поскольку этот удар воспринимается сразу всеми зубьями зубчатой муфты.
Полностью исключить удар при переключении передач можно с помощью синхронизаторов, которыми оборудуются все выпускаемое в стране автомобили, имеющие вальную коробку передач.
Конструкция синхронизатора должна обеспечивать выполнение трех функций: блокировать зубчатую муфту при неравенстве угловые скоростей соединяемых деталей, выравнивать угловые скорости с помощью фрикционных элементов, включать зубчатую муфту при равенстве угловых скоростей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.