Проходимость по мостам, льду и по болотам с плотным дерновым покровом, но слабым основанием зависит при прочих равных условиях от общего веса машины, от периметра опорной поверхности
Коэффициент полезного действия движителя зависит от типа и конструкции шарниров гусеничных цепей, от расположения ведущих колес, от конструкции зацепления гусеницы с ведущим колесом, от веса гусеницы,
т. е. от величины динамического ее натяжения, определяющего потери на трение в шарнирах.
Более высокий кпд и более высокую проходимость имеют гусеницы с резино-металлическим шарниром, еще выше — с игольчатыми подшипниками в шарнире. Но у первых и тем более у вторых вес получается больше и конструкция сложнее.
Потери на трение в шарнирах меньше при расположении ведущего колеса в кормовой части машины по сравнению с носовым его расположением, так как при этом количество шарниров гусеницы, нагруженных тяговым усилием, и точек их перегиба уменьшается. Не нагружена в этом случае верхняя передняя ветвь гусеницы.
Долговечность движителя определяется в основном износостойкостью шарниров гусеничных цепей и зацепления их с ведущей звёздочкой. Гусеницы с открытым металлическим шарниром имеют самую низкую износостойкость. Срок службы ее не превышает в большинстве случаев 2000—3000 км. Гусеницы с резино-металлическим шарниром могут обеспечить срок службы до 5000— 8000 км, гусеницы с игольчатыми подшипниками — несколько десятков тысяч километров.
Гусеничный движитель обладает безусловными преимуществами перед колесным при движении по мягким и топким грунтам: меньше осадка (так как меньше удельные давления), меньше вследствие этого сопротивление движению, лучше сцепные качества (из-за более развитой опорной поверхности), меньше буксование.
Специальные колесные машины высокой проходимости, получившие развитие в последние годы (с колесами большого диаметра, с шинами низкого давления, с пневмокатками и т. д.) дают уменьшение осадки и сопротивления движению, но буксование их все равно значительно выше, чем у гусеничных машин.
Гусеничный движитель имеет бесспорные преимущества в преодолении препятствий, что также повышает его проходимость по сравнению с колесным. Многоосные многоприводные колесные машины в этом отношении также уступают гусеничным. Кроме того, следует учитывать, что привод колес этих машин значительно сложнее. Только количество межколесных и межосевых дифференциалов у них достигает шести-семи вместо одного у гусеничной машины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.