Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 60

                Трёхосные машины могут быть выполнены и с управляемыми колёсами двух осей. В первом случае сближены колёса первой и второй осей, а во втором оси расположены на равном расстоянии друг от друга. Рулевые трапеции первой и второй осей с управляемыми колёсами имеют разные параметры.

               Число вариантов расположения осей и ко­личество управляемых колёс четырехосной машины больше, чем машины трехосной. Чаще всего управляемые колеса ус­танавливают только на две оси, при этом оси с неуправляемыми колеса­ми выполняют сближенными. Обычно сближают либо третью и четвертую оси с неу­правляемыми колесами, либо вторую и третью. В первом варианте управляемые колеса устанавливают на сближенные первую и вторую оси, во втором варианте управляемые ко­леса установлены на первую и четвертую оси.

                 Поворот автомобиля-тягача с роспуском имеет свои особенности. При повороте с постоянным радиусом (круговое дви­жение автопоезда) тягач и роспуск имеют один общий центр поворота, который лежит на продолжении задней оси тягача (при переходных режимах движения с переменным радиусом поворота центры поворота тягача и прицепа не совпадают). Роспуск при повороте автопо­езда движется с меньшим радиусом, чем тягач. Габаритная полоса движения автопо­езда, определяе­мая как разность радиусов траек­торий крайних точек оказывается большей, чем габаритная полоса движения одиночного автомобиля. Та­кое увеличение габаритной поло­сы движения за счет смещения роспуска к центру поворота при одних и тех же углах поворота управляемых колес будет тем больше, чем больше расстояние от тягача до роспуска (другими словами, чем больше длина дышла). Движение автопоезда при повороте имеет еще одну особенность. При повороте  автопоез­да  расстояние между кониками тягача и роспуска уменьшается. Изменение этого расстояния приводит к скольжению деревьев по кони­кам и вызывает повышенные нагрузки на элементы конструкции тягача и роспуска. Это расстояние будет неизменным, если дышло роспуска крепить к тягачу в такой точке, чтобы ко­ник тягача и дышло имели одну ось вращения относительно тягача.

              Уменьшить габаритную полосу движения и уменьшить изменение расстояния между кониками тягача и роспуска позволяют управляемые роспуски. В лесной промышленности нашли широкое распространение прицепы-роспуски, управляемые крестовой сцепкой. При постоянном радиусе поворота и правильно отре­гулированной кре­стовой сцепке ко­лёса роспуска точ­но следуют по сле­ду колёс тягача. При изменении ра­диуса поворота имеет место отклонение следа колёс роспуска от следа колёс тягача. Поскольку  при наличии крестовой сцепки роспуск в меньшей степени смещается к центру поворота, чем при неуправляемом роспуске, в меньшей степени изменяется и рассто­яние между кониками.