Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 78

              Проходимость машины зависит также от распределения истин­ных давлений на грунт по длине гусеницы, от степени его неравно­мерности, особенно при перемещении по болотам с плотным дерно­вым покровом, но слабым основанием. Чем больше диаметр опор­ных катков и больше их число, тем равномернее распределяются давления по длине опорной поверхности гусеницы. На мягком грунте вследствие его большей деформации под опорными катками часть нагрузки воспринимается гусеницей между катками. Рас­пределение давлений при этом более равномерное, чем на твердом грунте

Наилучшим решением в этом плане является схема ходовой части с шахматным расположением опорных катков большого диаметра. Однако это решение имеет существенные недостатки: значительное возрастание веса ходовой части (в том числе и подвески, так как возрастает число рессор) и неудобство обслуживания и ремонта в полевых условиях.

              Проходимость машины на слабых грунтах зависит также от соотношения сил сопротивления движению и сцепления гусениц с грунтом, которое определяется осадкой машины в грунт (глу­биной колеи). Последняя, в свою очередь, при равных удельных давлениях зависит от соотношения ширины гусеницы и длины опорной поверхности.

               При более широких гусеницах уменьшается осадка в грунт (при одинаковых средних удельных давлениях) из-за уменьшающегося по сравнению с узкой гусеницей вытеснения грунта из нее в стороны, и проходи­мость по слабым грунтам улучшается. Однако значительное уширение гусеницы трудно реализовать, во-первых, из-за ограничения габаритной ширины машин по условиям железнодорожных пере­возок (не более 3,25 м), во-вторых, при увеличении ширины трака вес его при условии обеспечения равнопрочности растет примерно пропорционально квадрату отношения ширин. Увеличение веса повышает динамические усилия в гусеницах (особенно для быстро­ходных машин), снижает кпд, повышает динамические нагрузки и износ. Поэтому для работы некоторых типов гусеничных машин в особо тяжелых условиях  применяют временные уширители гусениц.

                Узкая, но более длинная гусеница при равных средних удельных давлениях обеспечи­вает меньшие сопротивления движению в обычных условиях, имеет меньшую склонность к буксованию.