Примерами сцеплений с периферийными пружинами могут служить сцепления автомобилей МАЗ-5434, КрАЗ-6437, трактор ТТ-4М и другие.
В многодисковых пружинных сцеплениях, работающих, как правило, в масляной ванне, регулировке подлежит свободный ход рычага управления сцеплением. Такие многодисковые сцепления используются в ведущих мостах некоторых гусеничных машин для управления их поворотом и называются бортовыми фрикционами.
Рычажно-пружинные и пружинные сцепления могут при использовании их на тракторах иметь тормозок на ведомом валу, момент включения которого регулируется.
Сцепления с диафрагменной пружиной в сравнение с другими сцеплениями имеют меньшее число деталей. Диафрагменная пружина не только сжимает диски, но и выполняет роль отжимных рычагов.
Сцепления с диафрагменной пружиной используются на легковых автомобилях и лёгких грузовиках. Разрабатываются конструкции таких сцеплений и для более тяжёлых грузовых автомобилей.
Диски сцепления могут быть сжаты не только с помощью рычажно-пружинного или пружинного нажимных механизмов. Имеют распространение сцепления с гидравлическим, центробежным, электромагнитным и комбинированным нажимными механизмами.
Гидравлический нажимной механизм используется в многодисковых сцеплениях, расположенных, например, в коробках передач и служащих для передачи крутящего момента от шестерни к валу. Сжатие дисков происходит с помощью вращающегося вместе с валом гидроцилиндра. Процесс включения и выключения таких сцеплений сводится к впуску рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр или к выпуску её из него. Такие сцепления используются, например, в коробках передач тракторов К-701, К-703, Т-150, Т-150К.
Сцепления с центробежным нажимным механизмом в лесном комплексе можно встретить на бензопилах, где сцепление связывает коленчатый вал двигателя с цепной пилой. Сжатие дисков происходит за счёт центробежных сил, действующих на грузики сцепления. Грузики, стремясь разойтись под действием центробежных сил, поворачиваются вокруг оси, на которой они закреплены, и воздействуют на нажимной диск сцепления. Центробежный нажимной механизм обладает существенным недостатком: сила сжатия дисков и, следовательно, передаваемый сцеплением крутящий момент, зависят от угловой скорости коленчатого вала двигателя: чем больше угловая скорость, тем сильнее сжимаются диски, и наоборот. При низкой угловой скорости и передачи большого крутящего момента диски пробуксовывают, поэтому сцепления с центробежным нажимным механизмом в автотракторостроении не используются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.