Увеличенное число передач получается в коробке с двумя промежуточными валами. В татой коробке поступившая на первичный вал мощность долится на два потока, которые на вторичной валу вновь соединяются в один поток. Каждое зацепление в этой коробке передает мощность, равную примерно половине мощности, поступившей на первичный вал. Это дает возможность при тех же напряжениях на зубьях, что и в трехвальной коробке с одним промежуточным валом, получить менее широкие зубчатые колёса.
Уменьшение ширины зубьев сокращает длину коробки, либо при той же длине позволяет разместить дополнительные шестерни, увеличивая тем самым число передач. Очевидно, что коробки с дополнительными промежуточными валами имеют повышенную сложность, почему и не нашли широкого распространения.
Наиболее эффективный и рациональный путь создания многоступенчатой коробки передач – последовательное соединение нескольких коробок. Такие коробки называются составными и выполняются в нескольких вариантах.
В коробке передач КамАЗ, представляющей собой две последовательно включённых коробки, основная пятиступенчатая коробка расположена после двухступенчатой дополнительной. Диапазон передаточных чисел дополнительной коробки (отношение передаточных чисел низшей и высшей передач) обычно выбирают из условия
где отношение передаточных чисел двух соседних передач
основной коробки.
Основная коробка имеет 5 передач, причём высшей является прямая; дополнительная коробка имеет две передачи: прямую и ускоряющую, а вся составная коробка имеет 10 передач.
При включении ускоряющей передачи в дополнительной коробке передаточные числа составной располагаются между передаточными числами основной коробки, происходит как бы чередование передаточных чисел составной и основной коробок. Поэтому дополнительная коробка, расположенная перед основной и отвечающая вышеприведенному условию, называется делителем. Коробка передач с делителем позволяет получить при сравнительно малом числе зубчатых колес и без существенного усложнения требуемое число передач. Передаточные числа в такой коробке располагаются плотно, отношение передаточных чисел двух соседних передач находится в пределах 1,2...1,3, это позволяет водителю всегда выбрать такую передачу, при которой коэффициент использования мощности двигателя был бы максимальным. Преимуществом такой коробки является высокая степень унификации: основная коробка может с минимальными переделками использоваться отдельно от дополнительной (например, на автомобилях КамАЗ применяется пятиступенчатая коробка и десятиступенчатая составная, которые унифицированы). Установка делителя лишь в небольшой степени расширяет общий диапазон передаточных чисел (отношение передаточного числа первой передачи к передаточному числу высшей), поэтому основная коробка должна быть выполнена с большим диапазоном.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.