Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 45

                Механизмы поворота с проскальзыванием управляющих элементов могут быть расположены в силовой передаче либо последовательно с короб-

кой передач, либо параллельно ей. В первом случае энергия от двигателя к ведущей звёздочке  поступает одним потоком, без разветвления. Такие механизмы поворота называются механизмами с одинарным подводом энергии к ведущей звёздочке и могут быть двух типов: независимыми и дифференциальными.

        Рисунок 3.6 – Схема одинарного

   подвода энергии к ведущей звёздочке

 
               Независимый механизм поворота при прямолинейном движении машины имеет одну степень свободы. Ведущие звёздочки вращаются с одинаковой угловой скоростью независимо от условий, в которых работают правая и левая гусеницы. При повороте одна из звёздочек гусениц полностью отключается от силовой передач и вращается независимо от другой звёздочки.

               Дифференциальный механизм поворота имеет две степени свободы. Если силы сопротивления качению правой и левой гусениц равны, то машина движется прямолинейно. При изменении сил сопротивления качению на одной из гусениц возможно и изменение скорости гусеницы, в результате чего машина будет двигаться криволинейно. Это говорит о том, что гусеничная машина с дифференциальным механизмом поворота имеет неустойчивое прямолинейное движение.

                 К независимым механизмам поворота относятся планетарный механизм поворота и механизм поворота "бортовой фрикцион".

                  "Бортовой фрикцион" представляет по своей сути многодисковое сцепление, выходной вал которого связан со звёздочкой гусеницы и снабжён тормозом (как правило, в механизмах поворота гусеничных тракторов применяются ленточные тормоза из-за высокого коэффициента эффективности). При прямолинейном движении машины ведомые и ведущие диски правого и левого фрикционов сжаты, а тормоза выключены. Для поворота машины выключают соответствующий фрикцион, при этом ведущая звёздочка  отсоединяется от силовой передачи, и включают тормоз этой звёздочки, благодаря которому она останавливается. Машина поворачивает относительно заторможенной гусеницы с постоянным (фиксированным) радиусом. Если не полностью выключен фрикцион или не полностью

          Рисунок 3.7 – Схема механизма поворота

                                 "бортовой фрикцион"

 
включен тормоз, то радиус поворота машины будет больше фиксированного. Этот радиус не является постоянной величиной и зависит от условий, в которых работает гусеница. Неполное включение фрикциона или неполное выключение тормоза приводит к  проскальзыванию элементов фрикциона или тормоза, что сопровождается  дополнительными потерями энергии на нагрев этих элементов.