Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 21

                Рассмотренное свойства раздаточных коробок оказывают прямое влия­ние на проходимость машины. Как известно из теории автомобиля и трактора, максимальная сила тяги машины, имеющей два ведущих моста, определяется по формуле

где  соответственно предельные силы тяги по сцеплению

                                переднего и заднего мостов;

          соответственно части полного веса машины,

                                приходяще­гося на передний и задний ведущие мосты;

           соответственно коэффициенты сцепления колёс переднего

                                и заднего мостов.

              Сравним максимальные силы тяги автомобилей, имеющих одинаковые сцепные веса переднего и заднего мостов, но разные раздаточные коробки. На одном автомобиле установлена блокированная раздаточная коробка, а на другом – дифференциальная, у которой отношение крутящих моментов на выходных валах равно 2. Пусть у этих автомобилей на передние мосты приходится по 50 кН, а на задние – по 100 кН. Предположим, что автомобили движутся по гравийной дороге, причём передние мосты оказались на участке, покрытом льдом с коэффициентом сцепления, равном 0,1, а задние - на сухом участке с коэффициентом сцепления, равном 0,6. У автомобиля с блокированной раздаточной коробкой, поскольку  она допускает разные крутящие моменты на ведомых валах, максимальная сила тяги будет определяться условиями сцепления ведущих колёс переднего и заднего мостов.

У автомобиля с дифференциальной раздаточной коробкой одна часть крутящего момента двигателя поступает на передний мост, а две части – на задний. Поскольку максимальная сила тяги переднего моста не может быть больше величины, определяемой его сцеплением, то на переднем мосту сила тяги будет равна

а на заднем мосту сила тяги определится из-за дифференциала в раздаточной коробке как двойная сила тяги переднего моста, то есть