Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 20

               Конструктивно раздаточная коробка может быть расположена в от­дельном корпусе, может быть объединена с коробкой передач или с ведущим мостом. В последнем случае раздаточная коробка рассматривается как принадлежность ведущего моста, не выделяясь в самостоятельный агрегат.

              По числу ступеней передаточных чисел различаются раздаточные коробки одноступенчатые и двухступенчатые. Многие раздаточные коробки, расположенные в отдельном корпусе, выполнены двухступенчатыми.

                По характеру распределения крутящего момента раздаточные коробки делятся на дифференциальные, блокированные и смешанные.

                Дифференциальные раздаточные коробки имеют в своем составе симметричный или не симметричный дифференциальный механизм. Дифференциальные раздаточные коробки постоянно передают крутящие моменты на связанные с раздаточной коробкой мосты машины. В блокированных раздаточных коробках один из ведущих мостов выполнен отключаемым. Число ведомых валов у раздаточных коробок может быть два или три. Взаимное расположение ведомых валов может быть соосным или несоосным.

         Свойства дифференциальных и блокирован­ных раздаточных коробок противоположны. В дифференциальных раздаточ­ных коробках отношение крутящих моментов на ведомых валах, связанных с ведущими мостами, постоянно (в коробке с симметричным дифференциальным механизмом  отношение крутящих моментов на ведомых валах равно единице, а в коробке с несимметрич­ным дифференциальным механизмом – равно двум ) и зависит от конструкции диф­ференциального механизма. В блокированных раздаточных коробках крутя­щие моменты по ведомым валам не распределяются в какой-то определен­ной пропорции. Отношение крутящих моментов на ведомых валах в этих раздаточных коробках зависит от очень многих факторов: от дорожных усло­вий, от степени износа шин на соединяемых раздаточной коробкой мостах, от нагрузки на мосты и т.д. В блокированных раздаточных коробках ведо­мые валы жестко связаны друг с другом, поэтому отношение угловых ско­ростей ведомых валов равно единице (другими словами, угловые скорости ведомых валов в блокированных раздаточных коробках одинаковы). В дифферен­циальных же раздаточных коробках ведомые валы связаны между собой имеющим две степени свободы дифференциальным механизмом, поэтому ведомые ва­лы такой раздаточной коробки могут иметь разные угловые скорости (нап­ример, в случае разных радиусах колес, разных проходимых колесами путей и т.д.).