Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 29

           Шарниры равной угловой скорости вы­полняются и с осевой подвижностью, даю­щей возможность ком­пенсировать измене­ние расстояния между фланцами соединяемых валов. Та­кие шарниры позволя­ют обойтись без шлицевого соединения в карданной переда­че и называются универсальными шарнирами. В ихчисле шариковый шарнир и шарнир "Трипод".

           Упругие (мягкие) шарниры применяются для соединения валов, расположенных под небольшим углом друг к другу, величина которого при работе машины меняется незначи­тельно. Упругие шарниры имеют и некоторую осевую подвижность. Примеры таких шарниров - шарнир с уп­ругим диском, шар­нир с резино-металлическими втулками, шар­нир с резиновым кольцом.

                 Карданный шарнир неравной угловой скорости, применяемый в транс­миссиях многих машин, состоит из двух вилок, связанных с соединяемыми валами, и крестовины, соединенной с вилками подшипниками.

              Пусть рассматриваемый шарнир занял положение, при котором вилка, связанная с ведущим валом, расположена в плоскости доски.  Ведущий и ведомый валы имеют общую точку "А", расположенную на расстоянии  от оси ведущего и  от оси ведомого вала. Линейная скорость этой точки определится по известной формуле

Отсюда получим

Из прямоугольного треугольника АВС найдем соотношение между  и .

следовательно,

        Таким образом, для принятого положения шарнира угловая скорость ведомого вала больше угловой скорости вала ведущего, причем с увеличением угла  между валами эта разница угловых скорос­тей растет.

       При повороте ведущей вилки на 90° шарнир займет положение, при котором в плоскости доски будет лежать вилка, связанная с ведомым валом. Из соответствующего треугольника на схеме карданного шарнира определим, что