Шарниры равной угловой скорости выполняются и с осевой подвижностью, дающей возможность компенсировать изменение расстояния между фланцами соединяемых валов. Такие шарниры позволяют обойтись без шлицевого соединения в карданной передаче и называются универсальными шарнирами. В ихчисле шариковый шарнир и шарнир "Трипод".
Упругие (мягкие) шарниры применяются для соединения валов, расположенных под небольшим углом друг к другу, величина которого при работе машины меняется незначительно. Упругие шарниры имеют и некоторую осевую подвижность. Примеры таких шарниров - шарнир с упругим диском, шарнир с резино-металлическими втулками, шарнир с резиновым кольцом.
Карданный шарнир неравной угловой скорости, применяемый в трансмиссиях многих машин, состоит из двух вилок, связанных с соединяемыми валами, и крестовины, соединенной с вилками подшипниками.
Пусть рассматриваемый шарнир занял положение, при котором вилка, связанная с ведущим валом, расположена в плоскости доски. Ведущий и ведомый валы имеют общую точку "А", расположенную на расстоянии от оси ведущего и от оси ведомого вала. Линейная скорость этой точки определится по известной формуле
Отсюда получим
Из прямоугольного треугольника АВС найдем соотношение между и .
следовательно,
Таким образом, для принятого положения шарнира угловая скорость ведомого вала больше угловой скорости вала ведущего, причем с увеличением угла между валами эта разница угловых скоростей растет.
При повороте ведущей вилки на 90° шарнир займет положение, при котором в плоскости доски будет лежать вилка, связанная с ведомым валом. Из соответствующего треугольника на схеме карданного шарнира определим, что
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.