С целью исключения попадания грязи и вытекания смазки в современных конструкциях карданных шарниров применяют сложные уплотнения и высококачественные смазки, закладываемые при сборке подшипника и не меняемые в период эксплуатации.
В собранных карданных шарнирах между стаканом подшипника и торцом шипа крестовины имеет место зазор. При вращении шарнира под действием центробежных сил происходит самопроизвольное устранение этого зазора, что приводит к смещению крестовины относительно вилки и к повышенной вибрации карданного вала. Для уменьшения осевых зазоров используют фиксирование подшипников в вилке с помощью стопорных колец. Стопорные кольца изготавливаются с разной толщиной. Подбирая их при сборке карданного шарнира, добиваются осевого зазора всего 0,025..
..0,05 мм. Стакан подшипника при этом устанавливается в отверстие вилки по прессовой посадке для предотвращения его проворачивания.
Необходимость введения в конструкцию карданной передачи шлицевого соединения обусловлена изменением во время движения машины расстояния между соединяемыми карданным валом фланцами агрегатов трансмиссии. При перемещениях деталей шлицевого соединения, нагруженных крутящим моментом, возникает из-за сил трения осевая сила, препятствующая нормальной работе шлицевого соединения. Величина этой силы определяется по формуле
где передаваемый крутящий момент;
средний радиус шлицев;
коэффициент трения.
Результаты расчета осевой силы в шлицевом соединении карданной передачи автомобиля типа ЗИЛ, двигатель которого работает на режиме максимального крутящего момента, а в коробке передач включена первая передача, показывают, что отсутствие смазки в шлицевом соединении не только способствует быстрому износу его, но и является причиной огромных осевых нагрузок. Эти нагрузки передаются на соединяемые карданной передачей агрегаты трансмиссии, вызывают их перемещение относительно рамы машины, а также повышенный их износ. Уменьшить осевые силы в шлицевом соединении возможно при использовании смазок типа графитной, а также использованием таких шлицевых соединений, в которых трение скольжения заменено трением качения (конструкция карданной передачи при этом значительно усложняется). Для хорошего распространения смазки по боковым поверхностям шлиц в современных автомобилях применяют эвольвентные шлицы с центрированием их по наружной или внутренней поверхностям и боковом зазоре до 0,1 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.