По числу ступеней (числу передач) различаются коробки двухступенчатые, трехступенчатые, четырехступенчатые, пятиступенчатые и многоступенчатые. Многоступенчатые коробки в свою очередь могут быть одно-, двух-, трехдиапазонными. По способу переключения передач коробки разделяются на коробки, в которых переключение передач происходит с разрывом потока мощности (в момент переключения передач тяговые усилия на ведущие органы машины не передаются), и коробки, в которых переключение передач происходит без разрыва потока мощности (в этих коробках крутящий момент от двигателя к ведущим органам машины передается и в момент переключения передач).
В коробках с переключением передач с разрывом потока мощности само переключение может осуществляться кареткой (скользящей по валу шестерней, связанной с ним шлицами), зубчатой муфтой и синхронизатором.
В вальных коробках с переключением передач без разрыва потока мощности переключение происходит фрикционными муфтами, а в планетарных коробках – фрикционными муфтами и тормозами.
По способу управления коробки передач делятся на коробки с не-посредственным управлением, когда рычаг переключения передач непосредственно воздействует на ползун механизма переключения, и коробки с дистанционным управлением, когда рычаг переключения передач связан с ползунами, например, системой тяг и рычагов.
Коробки передач могут быть неавтоматическими, какими являются большинство коробок передач, полуавтоматическим (селекторными), в которых водитель лишь выбирает передачу, а сам процесс переключения передач происходит автоматически, и автоматическими, в которых переключение передач происходит без участия водителя.
Система управления коробкой передач может быть в своей основе механической, пневматической (такого типа система установлена, например, на автомобиле МАЗ-509 для управления раздаточной коробкой), гидравлической (например, система управления коробкой передач трактора К-703), электрической и комбинированной, которая включает в себя элементы, например, механические и гидравлические.
Шестерни, применяемые в коробках, делятся на скользящие и постоянного зацепления. В коробках используются шестерни прямозубые, косозубые и шевронные, причем шевронные применяются исключительно редко на тяжёлых машинах с мощным двигателем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.