Различаются следующие виды сцеплений: фрикционные, в которых связь между ведущим и ведомым валами осуществляется за счет сил трения; гидравлические, в которых передача крутящего момента от ведущего к ведомому валу происходит за счет энергии жидкости; электромагнитные, в которых связь между валами осуществляется за счет электромагнитных сил; комбинированные, которые представляют собой два последовательно соединенных сцепления разных видов.
Нужно отметить, что жесткая механическая связь между ведущим и ведомым валами имеется только во включенных фрикционных сцеплениях. Фрикционные сцепления - самые простые по принципам работы и самые распространённые на автомобилях и тракторах.
В зависимости от использованного вида трения фрикционные сцепления бывают сухие и "мокрые" (работающие в масляной ванне). Чаще всего "мокрые" сцепления можно встретить в коробках передач (например, тракторов К-701, К-703, К-744, Т-150К), в задних мостах гусеничных тракторов (например, трактора Т-130). Для соединения же коленчатого вала двигателя с коробкой передач используется сухие сцепления (исключение составляют некоторые двигатели небольшого рабочего объема, например, мотоциклетные, в которых используются "мокрые" сцепления). Сухие сцепления при ограниченных размерах способны передавать значительные крутящие моменты.
Фрикционные сцепления могут быть следующих типов: дисковые, планетарные, конусные и барабанные. В дисковых сцеплениях ведущий, связанный с двигателем, и ведомый, связанный с коробкой передач, валы имеют диски, которые сжаты, например, пружинами. За счёт возникающих при этом между дисками сил трения и осуществляется передача энергии от двигателя к коробке передач.
В основе планетарных сцеплений лежит дифференциальный механизм. Как известно, дифференциальный механизм имеет три вала: вал солнечной шестерни; вал коронной шестерни и вал водила, угловые скорости которых связаны между собой соотношением
где - угловая скорость вала солнечной шестерни;
- угловая скорость вала коронной шестерни;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.