Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 5

                Различаются следующие виды сцеплений: фрикционные, в которых связь между ведущим и ведомым валами осуществляется за счет сил тре­ния; гидравлические, в которых передача крутящего момента от ведущего к ведомому валу происходит за счет энергии жидкости; электромагнитные, в которых связь между валами осуществляется за счет электро­магнитных сил; комбинированные, которые представляют собой два пос­ледовательно соединенных сцепления разных видов.

               Нужно отметить, что жесткая механическая связь между ведущим и ведомым валами имеется только во включенных фрикционных сцеплениях. Фрикционные сцепления - самые простые по принципам работы и самые распространённые на автомобилях и тракторах.

                В зависимости от использованного вида трения фрикционные сцеп­ления бывают сухие и "мокрые" (работающие в масляной ванне). Чаще всего "мокрые" сцепления можно встретить в коробках передач (например, тракторов К-701, К-703, К-744, Т-150К), в задних мостах гусеничных тракторов (например, трактора Т-130). Для соединения же коленчатого вала дви­гателя с коробкой передач используется сухие сцепления  (исключение составляют некоторые двигатели небольшого рабочего объема, например, мотоциклетные, в которых используются "мокрые" сцепления). Сухие сцепления при ограниченных размерах способны передавать значительные крутящие моменты.

              Фрикционные сцепления могут быть следующих типов: дисковые, планетарные, конусные и барабанные. В дисковых сцеплениях ведущий, связанный с двигателем, и ведомый, связанный с коробкой передач, валы имеют диски, которые сжаты, например, пружинами. За счёт возникающих при этом между дисками сил трения и осуществляется передача энергии от двигателя к коробке передач.

                   В основе планетарных сцеплений лежит дифференциальный механизм. Как известно, дифференциальный механизм имеет три вала: вал солнечной шестерни; вал корон­ной шестерни и вал водила, угловые скорости которых связаны между собой соот­ношением

                                    

где  - угловая скорость вала солнечной шестерни;

       - угловая скорость вала ко­ронной шестерни;