Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 16

Лекция 5  Многоступенчатые коробки передач

План лекции:

1  Необходимость многоступенчатых коробок передач.

2  Пути построения многоступенчатых коробок передач.

3  Распределение передаточных чисел в многоступенчатых коробках передач.

                 Многоступенчатыми называются коробки передач, имеющие число ступеней больше пяти. Применение на автомобилях и тракторах многоступенчатых коробок передач обусловлено тем, что они обеспечивают повышение коэффициента использования мощности двигателя. Этот коэффициент определяется как отношение мощности, необходимой для движения с постоянной скоростью, к максимальной мощности двигателя.

где      мощность, необходимая для движения с постоянной скоростью;

      максимальная мощность двигателя.

               Кривые  и на графике мощности на ведущих колёсах машины соответственно определяют мощность на ведущих колесах машины при пол­ной подаче топлива на первой и второй передачах. Кривая   определяет зависимость мощ­ности, необходимой для движения машины, от её скорости. Скорость  есть максимальная скорость движения машины на первой переда­че. Максимально возможная мощность на ведущих колесах  при скорости движения   значительно превышает мощность , необходимую для движения. Поскольку же при равно­мерном движении мощность на ведущих колесах должна быть равна мощ­ности , необходимой для преодоления сил сопротивления, двига­тель в нашем примере должен работать  при максимальных оборотах коленчатого вала и  неполной подаче топлива. Коэффициент ис­пользования мощности будет значительно меньше единицы. Включение же второй передачи приведет к остановке машины, поскольку при скорости мощность  на ведущих колесах машины будет меньше необходимой для движения и значительно меньше максимальной, то есть