Тракторы и автомобили, курс лекций, страница 17

.

              Пусть теперь в нашей коробке имеется еще одна передача, переда­точное число которой таково, что кривая мощности на ведущих колесах пересекает кривую мощности сопротивлений в точке "а", в которой мощность на ведущих колесах равна . Скорость движения машины будет тогда

где   максимально возможная скорость движения машины в

                          данных дорожных условиях   (мощность на ведущих ко­лесах

                          максимальная, коэффициент использования мощности равен

                          единице).

               Линия  соответствует только одному участку дороги. Другие участки характеризуются уже другими линиями, следовательно, на этих участках коэффициент использования мощности будет меньше единицы. Увеличить его можно, увеличив число ступеней коробки передач.

              Таким образом, увеличение числа ступеней коробки способствует увеличению коэффициента использования мощности двигателя и, как след­ствие, увеличению средней скорости движения и повышению экономичности

машины, а также повышению её производительности.

                Увеличение же чис­ла ступеней выше определенного предела приведёт к неоправданному увеличению габаритов и веса коробки и затруднению в управлении ею.

                В принципе многоступенчатую коробку можно получить, устанавли­вая необходимое число пар шестерен на вторичном и промежуточном валах трехзальной коробки. Но, чем больше шестерен установлено на валу, тем он получается длиннее, тем больше будет его прогиб при одних и тех же нагрузкам. Коробки же с большими прогибами валов (другими словами, коробки с небольшой жесткостью валов) работают шумно, дол­говечность их невелика. Поэтому по условиям жесткости длина валов коробки (а валы в коробках в большинстве коробок выполнены двухопорными, и диаметр их огра­ничен минимальными размерами установленных на них шестерен) должна быть ограничена. Поэтому между опорами размещается, как правило, не более 4 шестерен, редко 5. Поэтому для созда­ния многоступенчатой коробки передач необходимо не просто увеличить на валу число шестерен, а использовать другие решения. В шестиступенчатой коробке вторичный и промежуточный валы устанавливаются каждый на трёх опорах. В такой коробке валы имеют высокую жесткость, но наличие трех опор вала требует повышения точ­ности изготовления ва­лов и корпуса коробки. По такой схеме из-за ограничений, связанных с габаритами коробки, затруднительно получить более 6 пере­дач.