где угол между ведущим и промежуточным валами.
Угловая скорость ведомого вала (после второго шарнира)
где - угол между промежуточным и ведомым валами.
Очевидно, что при , будет обеспечено равенство угловых скоростей ведомого и ведущего валов.
Таким образом, равномерное вращение ведомого вала, соединенного с ведущим двумя карданными шарнирами неравной угловой скорости, может быть получено при выполнении следующих условий:
угол между ведущим и промежуточным валами должен быть равен углу между промежуточным и ведомым валами,
одноименные (например, внешние, связанные входным и выходным валами) вилки карданные шарниров должны лежать в одной плоскости ;
ведущий, промежуточный и ведомый валы должны лежать в одной плоскости.
При больших углах между валами карданные шарниры передачи работают с большими напряжениями, что существенно сказывается на их сроке службы (исследования Минского автозавода показывают, что изменение угла между валами от 4 до 16° приводит к уменьшению долговечности подшипников шарнира в 4 раза). Для машин высокой проходимости в статистическом их положении угол между валами должен быть в пределах 1° 8°. При углах меньше 1° нагрузка передается ограниченной поверхностью подшипника, что снижает его долговечность.
В шарнирах неравной угловой скорости используются игольчатые подшипники. Выход из строя этих подшипников происходит в результате бринеллирования (образование на гладкой поверхности волн типа "стиральная доска") и выкрашивания (питтинга) рабочих поверхностей подшипника, а также из-за износа вследствие грязи и утечки смазки.
Основными причинами бринеллирования и питтинга являются
значительные контактные напряжения из-за неравномерного распределения нагрузки по длине игл подшипника вследствие их поворота относительно оси цилиндрических рабочих поверхностей стакана и шипа крестовина. Поворот иголок происходит из-за разности сил трения на торцах иголок при перемещении их в стакане подшипника и из-за зазоров между иглами. Поворот иголок может произойти и при недостаточно жестких вилках, из-за чего нарушается относительная параллельность опорных поверхностей стакана и шипа. В современных конструкциях для повышения долговечности подшипника при достаточно жестких вилках применяют иголки со сферическими или плоскими торцами (вместо применявшихся ранее конических), тем самым увеличивается рабочая длина иголки, уменьшаются силы трения на торцах. Изготавливаются такие иглы с разноразмерностью по диаметру не более трёх микрон, а суммарный межигольный зазор уменьшен до 0,08...0,3 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.